Давайте представим, что информация для постановки задачи — это комната подростка: на столе фантики от шоколадок, в кровати гитара, на полу фломастеры, а книги подпирают дверь, чтобы не зашли родители.
Только вместо фантиков и фломастеров у вас на почте логотип в экселе, в телеге воис от помощника клиента, в вотсапп референсы от копирайтера, фото на стоке, а в скайпе фактура для материала. И вам надо поставить задачу подрядчику.
Вы: нужно что-то сделать.
Подрядчик: что?
Вы: переслал фактуру в скайпе.
Подрядчик: а логотип?
Вы: письмом в экселе.
Подрядчик: где фото?
Вы: со стока.
*спустя полдня уточнений*:
Подрядчик: вот, готово.
Вы: отлично, только послушай воис от клиента в телеге, надо все переделать.
Подрядчик: ого, с вас семь тыщ, будет готово на следующей неделе в следующем году.
Исполнителю потребовалось время и усилия на понимание задачи, поэтому не осталось ресурса на креатив и качество. Нужно разбираться, додумывать и возвращаться с вопросами. В таких обстоятельствах работа получится плохо, придется переделывать и задерживать сроки сдачи. Вопросы исполнителя отнимут и ваше время тоже, вы первее него получите по щщам за некачественную работу и срыв сроков. Из-за этого уйдет клиент, а потом сбежит и исполнитель.
Поэтому в ваших интересах поставить грамотное ТЗ. Поехали:
- Обдумайте, что у вас есть, чтобы поставить задачу.
- Соберите вводные вместе и приведите их к общему знаменателю. Все, что не в тексте, но можно в него трансформировать — трансформируем.
- Разложите всю графику и файлы в папки, пронумеруйте и корректно назовите.
- Думайте как исполнитель: что он сделает сначала, какой вопрос у него возникнет потом.
- Определите в соответствии с этим, в какой последовательности изложить информацию.
- Разбейте информацию на блоки и пронумеруйте каждый блок.
- Начинайте все блоки с глаголов.
- Установите дедлайн к задаче.
- Причешите текст: уберите лишние символы, минимизируйте ошибки, проставьте гиперссылки на материалы из третьего пункта. Проверьте, чтобы предложения начинались с большой буквы и заканчивались точкой. Выровняйте текст и интервалы, сделайте единый стиль, размер и цвет шрифта. Выделите жирным глаголы, дедлайн и все, что кажется важным.
- Перечитайте задачу. Если в голове появляется картинка, как вы делаете это сами — ТЗ готово. Если где-то ловите себя на мысли “Ну, он там разберется” — вцепляйтесь туда и допиливайте.
- Попросите фидбек у подрядчика: Понятно ли сформулирована задача? Какие детали учесть в следующий раз?
А теперь внимательнее взгляните на пункты и в течение минуты ответьте на вопрос.