ACORD, глобальный орган по установлению стандартов, выпустил исследование, озаглавленное «Цифровая зрелость страхования 2022» (2022 Insurance Digital Maturity Study). В своем отчёте специалисты ACORD отметили, что, хотя экосистема страхования продолжает быстро развиваться — а глобальная пандемия также продолжает нарушать традиционные бизнес-процессы, — страховщикам предстоит проделать «большую работу».
Среди 200 крупнейших мировых страховщиков, оцененных в исследовании, менее 25% «по-настоящему оцифровали» цепочку создания стоимости. В то же время, более 10% компаний, участвовавших в исследовании, «недостаточно эффективно используют» цифровые технологии в рамках своих текущих бизнес-процессов. Кроме того, более половины страховщиков «все еще изучают» возможности применения цифровых технологий в своих бизнес-моделях.
Я называю это «PR-цифровизация»: когда в пресс-релизах и прочих публичных материалах и выступлениях компания показывает, что она достигла небывалых высот в деле цифровой трансформации, тогда как на деле её технологии и основанные на них процессы мало изменились с прошлой, доцифровой эпохи. Все кругом говорят о цифровизации – ну и мы будем говорить. Главное, чтобы эти разговоры не мешали работать по старым добрым проверенным временем схемам. Однако, со старыми схемами всё не так просто, и разговоры о цифровизации, оказывается, ведутся не просто так.
Помимо показателей зрелости цифровых технологий, отчет ACORD показал, что компании, которые внедряют цифровые технологии для создания операционных моделей на основе технологий в своих организациях, превосходят других представителей отрасли, что, в конечном итоге, способствует повышению их стоимости. ACORD также обнаружил корреляцию между цифровой зрелостью и ростом финансовых показателей, а также то, что между высокоцифровыми и отстающими страховщиками существует разрыв в производительности, который продолжает расти с каждым годом.
А вот это уже серьёзно. PR-цифровизация вступает в конфликт с бизнес-интересами компании. Причём создаваемая ей информационная завеса может создать у акционеров впечатление, что недостаточно хорошие финансовые показатели доказывают неэффективность и бесполезность применения цифровых инструментов, технологий и процессов. Ведь все они успешно внедряются и потребляют бюджеты, но результата не приносят. Значит, бюджеты надо сократить, программы урезать, а эффективности добиваться старыми проверенными методами. Т.е. создаётся «компас, указывающий на юг» — ложный и вредный ориентир, заводящий компанию в ещё более тяжёлое положение, выйти из которого даже по самому широкому тарифному коридору может и не получиться.
Данные и выводы исследования актуальны на июнь 2022 года. В исследовании оценивалась цифровая зрелость каждой компании по сравнению с аналогичными компаниями; сравнивалась степень цифровых возможностей с уровнем создания стоимости; определялись проблемы, последствия и императивы выполнения, связанные с успешной цифровизацией. В этом году, помимо коммерческих компаний, в отчёт были включены данные по обществам взаимного страхования (к которым, напомню, относятся несколько крупнейших мировых страховщиков, например, American Family Insurance и State Farm). Кроме того, в рамках исследования была создана новая запатентованная метрика Indexed Relative Profit для измерения создания стоимости в различных направлениях бизнеса и структурах собственности.