15 июля 2022 Государственная Дума рассмотрела в первом чтении законопроект о создании единого оператора цифровой наружной рекламы. Основные споры разгорелись уже после рассмотрения законопроекта.
Согласно законопроекту одна организация будет являться единым оператором, устанавливать правила для других игроков и получит эксклюзивные права, включая места под рекламные конструкции без торгов на 30 лет. Документ касается около 4500 цифровых рекламных поверхностей, существующих в России сегодня.
На роль единого оператора, согласно законопроекту, может претендовать неподконтрольное иностранцам российское юрлицо.
Эта организация должна обладать статусом системообразующей в сфере рекламы, или входить в такую группу компаний. Кроме того, компания должна владеть собственными цифровыми рекламными конструкциями и обладать исключительными правами на IT-программу, которая обеспечит функционирование информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и досках объявлений.
Проект был был зарегистрирован в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы 8 июля, а 15 июля его уже рассмотрели без официального отзыва Правительства и заключений других ведомств. Для чего такая спешка, если вопрос не похож на срочный.
Довольно любопытным является тот факт, что единый оператор в соответствии с законопроектом получает исключительное право на размещение через свой информационный ресурс частных коммерческих объявлений физических лиц в интернете, регулирование которые вообще не подпадает под Закон о рекламе.
Вчера в здании Федерального собрания прошёл круглый стол тему «Монополизация рынка рекламы: за и против», на котором представители практически всех фракций и участники рынка признали этот закон опасным для экономики, бизнеса и даже самих граждан. Организатором круглого стола выступила партия «Справедливая России».
Федеральная антимонопольная служба выступила против законопроекта отметив, что принятие закона о едином операторе несет в себе риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка, так как с одной стороны единый оператор, согласно законопроекту – это частная компания, а имеет полномочия, как государственный орган.
Учитывая реакцию на законопроект, возможно, он будет либо снят с рассмотрения либо существенно переработан. Учитывая, что законопроект фактически отнимает весомую часть доходов из бюджетов регионов, то высока вероятность, что его просто «развернут» в Совете Федерации.
По словам автора законопроекта, он призван защитить национальные интересы страны и не позволяет, чтобы на билборды попала опасная информация от представителей недружественных стран. Хотя, данный момент можно было решить совсем иначе — введением ответственности владельцев билбордов. Поэтому, аргумент выглядит не убедительно.
С февраля 2022 года рынок рекламы и так существенно изменился по объективным причинам. Кроме того, существенные изменения в Закон о рекламе уже были внесены совсем недавно.
С 1 сентября 2022 года вступят в силу изменения, которые предусматривают обязательную маркировку рекламы, информирование о рекламодателе со ссылкой на ресурс с подробной информацией о нём и ведение учёта всей рекламы, размещаемой в интернете Роскомнадзором.
Причём, отнесение того или иного сообщения в сети к числу рекламных будет производится с учетом положений Федерального закона «О рекламе».
Согласно указанному закону, «реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
То есть, когда целью информации является искренне желание поделиться с другими пользователями сети радостью от использование того или иного товара или услуги — то это в соответствии с вышеуказанным положением – не реклама. Хотя именно на таком подходе и строится весь рекламный рынок с участием лидеров мнений.
И по сути, безопасность и качество объектов рекомендаций никто не контролирует. И хорошо, если эту функцию возьмут на себя ассоциации, но проблему в глобальном смысле это точно не решит.
В соответствии с Законом о рекламе, «объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама».
Очевидно, что рекомендация одним блоггером другого или одним каналом другого канала в понятие «объект рекламы» не входит, поэтому, очевидно, что окончательно проблему безопасности информации в сети все вышеуказанные изменения не решают.
Да, и в общем то любые нативные интеграции так же крайне сложно отследить и отнести к предмету регулирования. А интеграции бывают разными.
Поэтому, с одной стороны, определенная свобода остаётся, с другой – рынок рекламы уверенным шагом идёт к централизации и государственному контролю. И в общем то, это не плохо. Однако, монополизацией имеющиеся проблемы точно не решить.
Тем более, что размещение информации от недружественных стран на билбордах явление редкое (в сети я лично не нашла ни одного подобного прецедента), а вот мошеннические схемы:
- создание мошеннических сайтов, внешне напоминающие крупные магазины,
- использование в рекламе изображение известных лиц без их согласия,
- реклама финансовых пирамид,
- продвижение услуг лицами без диплома и лицензии,
- продвижение услуг и товаров, которые не отвечают требованиям безопасности,
- продвижение информационных и образовательных услуг путём манипуляций и т.д.
— это то, что действительно требует государственного регулирования.
Уже высказываются мнения о полном пересмотре всех положений закона о рекламе, так как он элементарно устарел и не успевает за развитием рекламного рынка. Поэтому, вполне вероятно, что всплеск обсуждений нового законопроекта приведёт к более масштабному законотворчеству.