Чаще всего формализацией не занимаются по причине отсутствия времени. Это действительно трудоемкий процесс, который может затянуться и на год. А это значит, что сотрудникам нужно находить время не только на рабочий процесс, но и на прописание «правил игры».
Формализация – это именно установление границ и правил принятия управленческих решений, которая существенно упрощает работу, когда эти правила есть. Например:
- не покупать бизнес конкурента даже по выгодной цене, если это не соответствует стратегическим намерениям компании
- заранее начинать поиск поставщиков, понимая, как будет расширяться ассортиментная линейка через год
- сфокусироваться на конкретном стратегически перспективном регионе, на время немного ослабив позиции в других регионах
- уверенно развивать онлайн-канал продаж, понимая растущий к нему интерес целевой аудитории
- сократить ассортиментную матрицу, понимая, что по части позиций идет лобовая борьба с конкурентом, при которой маржа минимальная, а производственные мощности при этом могут быть переориентированы на более доходную продукцию
- сфокусировать усилия маркетинга и продаж на целевом бренде, выводимом на рынок, при сохранении на текущем уровне продаж других брендов
Если говорить про формализацию маркетинговых процессов, наиболее часто прописаны стандарты обслуживания и правила работы с клиентами (почти половина компаний). Это очевидный результат, поскольку наличие стандартов существенно упрощает работу как с клиентами, так и с клиентским персоналом (мотивация, введение в штат новых сотрудников, обучение и др.).
Еще один наиболее часто регламентируемый процесс – это маркетинговое планирование и бюджетирование. Однако, в данном случае это больше заслуга финансового отдела (финансового директора), который интегрирует маркетинговые бюджеты в общие бюджеты бизнеса и формируем годовые и ежемесячные БДР и БДДС. По этой причине в большинстве случае бюджетирование маркетинга осуществляется в формах, удобных именно финансистам, облегчая им работу по формированию единых бюджетов и управленческой отчетности.
Третий по частоте регламентации процесс – это внутренняя маркетинговая аналитика. Это связано с тем, что частично она пересекается с управленческой отчетностью, которая находится в зоне ответственности финансистов, а также с тем, что в каждой компании есть устоявшиеся формы выгрузок (например, из 1С), электронных таблиц с ключевыми показателями и отчетов, формируемых с разной периодичностью.
В связи с этим сложностей с получением базовой информации о состоянии маркетинга и продаж в компании не возникает. Однако, система коммерческой отчетности не во всех компаниях является прозрачной, поскольку, фиксируя динамику показателей на верхнем уровне, не всегда позволяет «провалиться» внутрь и понять «до гвоздей» причины изменений и отклонений фактических показателей от плановых.
Кроме того, большинство компаний ограничивается отдельно анализом внутренней отчетности и отдельно анализов внутренней среды, не делая совместный факторный анализ.
Около трети компаний регламентируют процесс конкурентного анализа, фиксируя направления проведения анализа, источники информации, периодичность, формы сбора информации и формы отчетности. Как правило, в этом случае данный процесс закреплен за конкретными сотрудниками, отвечающими за сбор и обработку данных.
В рамках конкурентного анализа чаще всего компании прописывают процесс ассортиментно-ценового мониторинга, что важно для рынков, играющих по цене. Может отслеживаться как весь ассортимент компании и аналогичный ассортимент конкурентов, так и, например, топ-20 или топ-50 позиций.
Три важных процесса, прописать которые довольно сложно и трудоемко в силу задействования большого количества подразделений – это:
- разработка и выведение на рынок новых товаров и услуг (этапы, участники процесса, взаимодействие и др.)
- определение цен на новинки и пересмотр цен на существующий ассортимент (этапы, участники процесса, взаимодействие и др.)
- разработка, проведение и оценка эффективности рекламных и маркетинговых активностей (реклама, продвижение, трейд-маркетинг и др.)
Отсутствие их формализации – это следствие отсутствия в компаниях ассортиментных планов, ценового позиционирования и коммуникационной стратегии.
Также есть процессы, которые часть компаний пытается формализовать, однако, лучше не заниматься их прописанием, а определить правила принятия решений и при необходимости в общих чертах прописать последовательность действий по решению конкретных задач:
- внешняя маркетинговая рыночная аналитика (направления анализа, источники информации, периодичность, формы отчета и др.)
- исследования потребителей/клиентов (направления анализа, источники информации, периодичность, формы отчета, исполнители и др.)
- спонсорство и благотворительность (выбор направлений и проектов, обоснование целесообразности и др.)
- PR и GR (направления, зоны ответственности, типовые формы и др.)
- процессы в сфере интернет-маркетинга (работа с сайтом, соцсетями, интернет-реклама и др.)
Это наиболее гибкие процессы, где каждая задача может потребовать отдельного решения. Например:
- определенные направления анализа внешней среды при принятии решения о запуске нового проекта – должно быть понятно, как проводить анализ по каждому направлению, но количество направлений и глубина их анализа будет зависеть от конкретной задачи
- разный набор инструментов и вопросов при изучении потребителей – прописанные процедуры привлечения респондентов и выбор наиболее подходящих инструментов для решения конкретных задач
- принятие персональных решений в каждом конкретном случае благотворительности
- закрепленные лица, дающие комментарии для СМИ, при гибкой реакции на поступающие запросы
- прописанные правила работы в интернет-среде с учетом постоянных изменений в ней
Начало было в предыдущем посте.
из рукописи книги для издательства МИФ, посвященной российскому маркетингу