В конце января Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных нарушениях. Согласно проекту, появятся два кодекса. В Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях вынесут все то, что находится в Разделе IV ныне действующего КоАП.
Новый КоАП будет состоять из трех разделов, из которых нам интересен только Раздел I «Общая часть». Именно в общей части находим следующие изменения:
- Общий срок для привлечения к административной ответственности увеличен в шесть 6 раз (с двух месяцев до одного года).
- Убраны максимальные и минимальные размеры штрафов.
- Установлено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.
- Административное приостановление деятельности переименовано в административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток.
- Появился новый субъект правонарушения — индивидуальный предприниматель.
Какие они новые штрафы?
На данный момент трудовая инспекция штрафует работодателей только по одной статье КоАП — 5.27, но в проекте количество статей разительно возросло. Ответственность работодателя за несоблюдение требований охраны труда станет суровей! А также находим намеки на дифференциацию административной ответственности от потенциальных последствий нарушения (риска нанесения вреда здоровью работника и т.д.).
Ниже приводим таблицу, в которой перечислены все правонарушения и соответствующие санкции, важные для специалистов по охране труда и тех, кто исполняет в компании такие обязанности. Кстати, в первых строках указаны некоторые нарушения трудового законодательства, с которыми может столкнуться кадровик – для контраста.
Статья проекта нового КоАП и нарушение | Юрлица | Должностные лица |
Электронные трудовые Ст. 8.1. «2. Неисполнение обязанности по формированию в электронном виде сведений о трудовой деятельности и нарушение сроков их представления в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений» | 1000 – 5000 | 300 – 500 |
Задержка зарплаты Ст. 8.2. «1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, или выплата заработной платы в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» | 5000 – 20 000 | 30 000 – 50 000 |
Злостная задержка зарплаты Ст. 8.2. «2. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, или выплата заработной платы в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда двум и более работникам» | 50 000 – 100 000 | 20 000 – 30 000 |
Нарушение режима труда Ст. 8.3. «1. Нарушение работодателем установленной в соответствии с требованиями трудового законодательства продолжительности рабочего времени, неисполнение работодателем обязанности по учету времени, фактически отработанного каждым работником, отказ работодателя в установлении неполного рабочего времени…» | 30 000 – 70 000 | 10 000 – 15 000 |
Нарушение требований ОТ Ст. 8.4. «1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.5 – 8.9, 8.17 настоящего Кодекса» | 50 000 – 80 000 | 2 000 – 5 000 |
Нарушение требований ОТ с риском для работников! Ст. 8.4. «2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие создание угрозы жизни или здоровью работника» | 80 000 – 120 000 (или запрет деятельности до 30 дней) | 10 000 – 20 000 (или дисквалификация до года) |
Действующий КоАП РФ (ст. 5.27.1) «1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса» | 50 000 – 80 000 | 2 000 – 5 000 |
Непроведение СОУТ Ст. 8.5. «Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение» | 60 000 – 80 000 | 5 000 – 10 000 |
Действующий КоАП РФ (ст. 5.27.1) «2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение» | 60 000 – 80 000 | 5 000 – 10 000 |
Инструктажи и медосмотры Ст. 8.6. «1. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, либо без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний» | 50 000 – 100 000 | 15 000 – 20 000 |
Инструктажи и медосмотры Ст. 8.6. «2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении двух и более работников» | 100 000 – 130 000 | 20 000 – 25 000 |
Действующий КоАП РФ (ст. 5.27.1) «3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном “порядке” обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний» | 110 00 – 130 000 | 15 000 – 25 000 |
Необеспечение СИЗами Ст. 8.7. «1. Необеспечение работника средствами индивидуальной защиты» | 70 000 – 100 000 | 20 000 – 30 000 |
Необеспечение СИЗами Ст. 8.7. «2. Необеспечение двух и более работников средствами индивидуальной защиты» | 100 000 – 150 000 | 30 000 – 60 000 |
Действующий КоАП РФ (ст. 5.27.1) «4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты» | 130 000 – 150 000 | 20 000 – 30 000 |
Оформление несчастного случая Ст. 8.8. «Нарушение установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев» | 80 000 – 100 000 | 15 000 – 30 000 |
Сокрытие несчастного случая Ст. 8.9. «Сокрытие работодателем (страхователем) несчастного случая (страхового случая), в том числе группового» | 5 000 – 10 000 | 500 – 1 000 |
Санитарно-эпидемиологические требования Ст. 8.17. «1. Нарушение работодателем санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасных и (или) безвредных для человека условий труда» | 30 000 – 50 000 | 5 000 – 10 000 |
Санитарно-эпидемиологические требования Ст. 8.17. «2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, повлекшее создание угрозы жизни или здоровью людей, возникновение эпидемии, если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» | 60 000 – 70 000 | 15 000 – 20 000 |
Санитарно-эпидемиологические требования Ст. 8.17. «3. Невыполнение работодателем обязанности по организации проведения обязательных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда» | 30 000 – 50 000 | 10 000 – 20 000 |
Также нужно обратить внимание на то, как в готовящемся КоАП предлагают наказывать за повторное нарушение норм трудового законодательства и охраны труда (ст. 8.18):
«Совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.1 (электронные трудовые), 8.2 (задержка зарплаты), частью 1 статьи 8.4 (охрана труда), статьями 8.5 – 8.17 (в том числе охрана труда) настоящего Кодекса, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию в виде административного штрафа за аналогичное административное правонарушение, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одного до двукратного размера административного штрафа, ранее назначенного за аналогичное административное правонарушение, или дисквалификацию на срок до одного года; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – в размере от одного до двукратного размера административного штрафа, ранее назначенного за аналогичное административное правонарушение».
И наконец, ст. 8.21 проекта нового КоАП также посвящена вопросам СОУТ и касается экспертных организаций. Читаем:
«Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание. Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо».
Заключение
За бортом данного обзора остались еще статьи Главы 8 (административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, права в области социального обеспечения и права социальной защиты граждан, права инвалидов) проекта нового КоАП РФ. Например, касающиеся нарушения прав инвалидов, доступности, трудоустройства, прав трудовых коллективов. Всего 28 статей, каждая из которых может стать основанием для штрафа от ГИТ.
А пока проект нового КоАП еще дорабатывается и обсуждается. Что в результате останется от опубликованного документа к моменту внесения в Госдуму, сказать сложно. Но одно понятно — смягчения ответственности для работодателей ждать не стоит.
Источник: otpb.com.ru