В то время как страховщики и иншуртех-компании создают новые цифровые решения для решения проблем отрасли, страховые регуляторы пытаются достичь консенсуса в отношении руководящих принципов использования технологий искусственного интеллекта, сообщили участники дискуссии «Влияние регулирования и политики на цифровые инновации» на конференции DIG-IN в Новом Орлеане 10 июня 2022 года.
Первый шаг в переосмыслении рисков в соответствии с новыми технологиями в страховании — это оценка того, как технологии заменили ручные процессы и повысили эффективность. По словам Троя Даунинга, комиссара по ценным бумагам и страхованию штата Монтана, телематическая база компании Tesla для собственного страхового продукта является хорошим примером того, как технологический прогресс стимулирует обсуждение вопросов регулирования.
«Страховая программа Tesla может динамически меняться в зависимости от того, как вы ездили вчера. Компании, которые начинают говорить, что если они установят это устройство, то вы сможете получить более дешевую страховку на основе вашего опыта вождения. Это добровольная программа, и многие люди отказываются от нее из-за соображений конфиденциальности. Они не хотят, чтобы кто-то знал, где они ездят и как они ездят, — говорит он. Но в какой-то момент, поскольку они так хорошо умеют предсказывать результаты, зная поведение, дельта в ценах заставит практически всех в итоге перейти на это. Я не совсем понимаю, какова наша роль как регуляторов в этом. Я думаю, что это естественный процесс, который будет происходить в этой отрасли».
Мне нравится такое регулирование. Если ты сталкиваешься с чем-то новым, меняющим привычный порядок вещей, то надо внимательно смотреть, изучать и пытаться понять эту инновацию, а не пытаться запихнуть её в прокрустово ложе собственных (устаревших) представлений о модели бизнеса, как это, например, сделал ЦБ в истории с p2p-страхованием. Тема «адаптации страхового законодательства» под эту технологию управления рисками возникла ещё в 2018 году, и, будучи реализованной, могла бы принести много пользы. Но ЦБ сначала объявил, что p2p – это не более чем ещё один канал дистрибуции страховщика, что вообще мимо, а потом и вовсе тихо утопил эту идею (впрочем, в предложенном виде она и не имела шансов).
Конфиденциальность данных — не единственная проблема, вызываемая технологическим прогрессом, и регуляторы думают о том, какие проблемы могут возникнуть в зависимости от того, что делает продукт или услуга иншуртех-компаний. К другим спорным областям могут относиться равноправие или защита потребителей, и те, кто ищет разрешение регулятора на свою деятельность, должны уже подумать о том, как решить эти вопросы, заявила Кэтлин Биррейн, страховой комиссар штата Мэриленд, председатель комитета по инновациям, кибербезопасности и технологиям Национальной ассоциации страховых комиссионеров (NAIC).
«У вас есть идеи. Вы хотите реализовать их на моем рынке. Поговорите со мной и дайте мне понять, что именно вы делаете и что это даст на моем рынке, — сказала она. -Я не хочу слушать вашу речь для инвесторов, потому что это не то, что меня волнует в первую очередь. Я хочу понять, что будет делать продукт, как он работает и как он может повлиять на потребителей».
За исключением режущего глаз заявления о «моём рынке» подобная позиция регулятора вызывает уважение. Цель регулирования – не обеспечить красивые цифры в отчётах страховщиков перед своими акционерами (ну там убыточность по обязательным видам страхования, рентабельность капитала и пр.), а повышать потребительскую ценность предлагаемых на рынке продуктов и услуг для потребителей, в т.ч. исключая инструменты дискриминации отдельных групп. Интересно, как бы NAIC отреагировала на «несегмент» в обязательном автостраховании?