Посты о маркетинге в медицине вызывают резонансную реакцию сообщества. У каждой из сторон оказания медицинской помощи, которые составляют триаду «клиника – клиент/пациент – врач» обязательно есть личная история.
Это нормально.
Это побочный эффект «волшебных таблеток», которыми «кормят» собственников клиник адепты лидогенерации, имеющие лишь отдаленное понятие о true (настоящем) маркетинге. В основном на уровне терминов.
«Захват терминов» происходит обычно очень быстро. Где-то на конференции или в статье появляется новый термин, и объяснение как его применять. Но объяснение не детальное, а в общих чертах. Зачастую по причине неимения практических знаний. Через пару месяцев он уже не новый — он везде.
Если же объяснение было детальным, к примеру как в случае с нашим докладом по «Сегментации клиентов клиник» на конференции в 2019 году — захватывают его ещё быстрее, вместе с начинкой и очень скоро во всех соцсетях страны появляются целые абзацы.
Как их правильно применить понимают далеко не все, поэтому просто привязывают к знакомым инструментам: нельзяграм, контекст. А когда инструменты не дают результата включаются лидмагниты и акции, чтобы собрать хоть какие-то обращения.
Кстати, уже давно появились фабрики лидов. Так что даже тут — подмена.
Но, спрос рождает предложение. А спрос обычно звучит как хочу:
Быстро. Качественно. Недорого.
«Три в одном» — это философский камень. Нет, не тот, что в известной саге про «мальчика-волшебника», а тот, что превращает любой металл в золото. Многие про него слышали — никто не видел, но путь усеян останками искателей и преданиями от продавцов чуда.
На самом деле одно из трёх — всегда взаимоисключающее.
- Можно сделать недорого и качественно, но не быстро.
- Можно сделать быстро и качественно, но очень дорого.
- Можно сделать быстро и недорого, но забыть про качество.
Побочные эффекты такого подхода
Снижение доверия врачам и клиникам. Сейчас много говорят о снижении защищенности врачей и повышении негатива со стороны пациентов. Это последствия подмены понятий и иногда откровенного обмана доверия ради большего количества звонков.
«Имплантаты за 5 000 руб», «ЭКО бесплатно», «Акция на первичный прием всего за две копейки» — подобное привлекает только соответствующую аудиторию – «черри-пикеров». Их не волнует качество, их не волнует репутация – только отсутствие оплаты или минимальный ценник.
Получая в конце лечения стоимость по прайсу – они не остаются в долгу инициируя судебные иски, отрицательные отзывы и нервный стресс для врачей и администрации.
Формирование определенного восприятия. Откровенно говоря, когда к нам обращается собственник клиники, где уже успели поработать с лидогенераторами на бесплатных консультациях и бесконечными акциями — в 9 из 10 случаев мы отказываемся от сотрудничества.
Бесполезно пытаться построить фундамент под тем, что от любого прикосновения разваливается. Эффективнее перезапускать с ребрендингом и даже новой командой — начинать постройку с основ. Но готов к этому далеко не каждый собственник.
Формирование негатива ко всему что называют маркетингом. Даже очень сознательные, и вдумчивые собственники не могут сходу разобраться, где True маркетинг, а где фальшивка, мимикрирующая под него.
Поэтому разочаровываясь в результате снова и снова, они перестают доверять кому-либо и выходят на виток самообучения, попадая в лапы инфобиза. Или отказываются от всего, что можно назвать маркетингом и начинают самостоятельно искать инструменты.
Так появляются эксперты по CJM, эксперты по сервису, эксперты по чему-то там ещё отдельному, ещё не затертому. Пока.
Правила и противопоказания
- Не навреди.
- Не лезь к пациентам — это территория врача.
- Не дави на боли и диагнозы.
- Не пытайся привлекать на бесплатные приёмы и скидки – это бесполезно и ведет к мошенническим манипуляциям со стороны клиентов клиники, пагубно влияет на репутацию.
- Не «играй» с лидмагнитами и прочим псевдомаркетингом.
- Не надейся, что врачи сделают всю работу за вас – и удержат и продадут – это не их работа.
Настоящий маркетинг – не лезет в глаза, он незаметен.