Опытом внедрения современных форм обучения охране труда делится руководитель учебно-методического центра «ЭКОСТАНДАРТ» Ирина Устинова. Далее – сокращенный и адаптированный текст статьи, размещенной в октябрьском номере «Охраны труда и пожарной безопасности».
Из обязательности знаний не следует формальности обучения!
Обучение в сфере охраны труда принято рассматривать в контексте обязательных программ, регламентируемых к прохождению постановлениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации. За неисполнение данной нормы закона предусмотрено наложение штрафов как на должностных, так и на юридических лиц.
По факту обязательность обучения приводит к формализму как со стороны центров обучения, так и со стороны обучающихся сотрудников.
Но так не должно быть!
Во многих российских компаниях уже начал активно меняться подход к охране труда. Она не только транслируется «выше» (из зоны ответственности специалистов «на местах» – до зоны ответственности топ-менеджеров), но и вырастает до концепции осознанной безопасности.
В этом контексте именно новые формы обучения могут вывести охрану труда на иной уровень.
Отметим два ярких тренда: индивидуализация и обучение через развлечения.
Индивидуализация подразумевает формирования тем и направлений, важных для конкретной компании, обучения в комфортном темпе и в комфортном месте. Например, можно обучаться очно с группой, онлайн в режиме вебинара, дистанционно по видеозаписи и т.д.
Применение же игрового подхода в обучении охране труда дает разрабатывать программы для отработки конкретных компетенций как специалистов по охране труда, так и сотрудников других департаментов компании. Оптимальный вариант практического занятия — формат деловой игры или квеста.
Без лишних слов, приведем пример игрового модуля по охране труда, который проводит учебно-методический центр «ЭКОСТАНДАРТ».
Проверьте себя в игре
За основу берется ПОТ Р О-14000-005–98 «Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения», а также отраслевые нормативные акты по деятельности организации. В качестве вводной информации команде предлагается определенный вид работ.
Задача — проанализировать заполненный наряд-допуск по незнакомым для команды видам работ, проверить корректность оформление документа.
Сколько ошибок вам удалось обнаружить?
По итогам обучения команда должна найти следующие:
1) пункт 4 — не указаны группы по электробезопасности работников бригады.
2) в пункте 6 среди мероприятий:
• не указано место установки баллона с газом, который используется для резки металла на время выполнения работ;
• не предусмотрена защита баллона от источников тепла (в том числе от прямого солнечного света);
• не указана необходимость проверки оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты, используемых при выполнении работы;
3) в пункте 6 следует указать характер работы; в рассматриваемой ситуации — использование оборудования для газовой резки металла и угловой шлифовальной машины (болгарки);
4) в пункте 13 указано, что работа закончена в 17.45, что выходит за пределы установленной продолжительности выполнения работ, установленной пунктом 5 наряда-допуска; в этом случае необходимо либо продлить наряд-допуск, либо перенести выполнение работы на следующий день.
Отзывы
Отзывов пока нет.