Ниша — это ваше уникальное позиционирование, которое создано на основе решения реальной (то есть осознаваемой потребителем) проблемы. Ниша может быть небольшой точкой на рынке, но это точка имеет значение для людей, для которых она имеет значение! ?
Посмотрите на ВкусВилл, с чего они начинали?
С молочки, которой они были не довольны:
- а) в магазинах из-за кучи химии в продуктах
- б) у фермеров, потому что их продукты не вызывают доверия (не известно где, кто и главное как произвел продукт)
- в) за «чистым» продуктом надо было объехать половину города.
Все началось с магазина молочной продукции «Избёнка», который решал эти проблемы — за продуктами стоят сертифицированные и безопасные производства, а магазин не заставляет их добавлять химию для снижения стоимости, увеличения срока и усиления вкуса. Так и родилось первое позиционирование «натуральные продукты с коротким сроком хранения, которыми не страшно кормить детей», по крайней мере, так написано в их книге про историю компании. В последствии, уже у ВкусВилла это превратилось в «мы меняем пищевое поведение людей».
Это звучит как-то уж сильно технологично или бездушно, что ли.
Мне это видится проще.
Основатель наткнулся на проблему и не захотел жить в мире, где есть только продукты, которыми он не хочет кормить семью. Он начал искать «чистые» продукты: ездить, смотреть, пробовать. Оказалось, что проблема не в отсутствии «чистых» продуктов, а в отсутствии одного места, где их можно было купить с привычным сервисом. Вот истинная проблема.
Он представил мир в котором этой проблемы нет и начал рассказывать всем об этом мире. Рассказывал не только словами, а еще и открытием магазинов из его мира будущего, где эту проблему уже решили. Он брал нас (потребителей и сотрудников) за руку и показывал, как там круто. Каждый, кто заходил в магазин чувствовал себя причастным к этому миру. Нам нравилось жить без проблемы выбора «чистых» продуктов и мы поверили.
И даже простили нейминг «Избёнка» ?
Начальная идея основателя никуда не делась, она и сейчас заложена в суть: мы создаём привычное место, где продаём продукты, которыми кормим свои семьи. Они были не лучше, не экологичнее, не натуральнее, они стали другими!
Так и рождаются ниши.
Лидер ниши магазинов «чистых» продуктов — ВкуссВилл.
У ниши может быть только один лидер. Не воюйте за чужое позиционирование, вы никогда не будете в нем лидером, сколько бы ресурсов не потратите (привет, Pepsi).
Создайте свои правила, доносите ценности, решайте проблемы потребителя и укрепляйте свое положение лидера ниши, а другие пусть пробуют стать «лучше» вас.