В студенческие годы подрабатывала официанткой. Пиццерия была поделена на два зала: большой — для вечерних посиделок, корпоративов и малый — для бизнес-ланчей.
В первый день меня поставили работать в малый. Никто не обучал. Дали лишь общие правила: как обращаться к гостям и записывать заказ. Показали, где кухня, познакомили с персоналом и на этом всё.
Появились посетители — двое мужчин. Одеты по-офисному — костюмы, галстуки, туфли. Заказали нестандартный для обеденного времени набор: закуски, основное и две кружки пива.
Я принесла блюда, отправилась к бару за пенным. Подошла к столику, поставила напитки. Один из гостей недовольно сморщил лицо и сказал: «Ты чо, совсем? Почему положила палец на ободок? Я теперь это пить должен?! Не знаю, где твои руки были. Понаберут дур!».
Действительно, когда несла кружку, большим пальцем придерживала за верхнюю часть. Не знала, что так нельзя. О нюансах никто не рассказал.
Пока разгневанный гость лил словесные помои, я, восемнадцатилетняя соплюха, стояла и еле сдерживала слёзы — ком подступил к горлу. Не нашлась, что ответить, просто хлопала глазами.
Второй мужчина пытался успокоить товарища, но тот не унимался. На помощь пришла администратор. Отправила меня из зала и принялась сыпать извинениями. Я убежала в мангальную зону, где добрый дядька-шашлычник успокаивал, пока плакала навзрыд, выплёскивая обиду.
***
Многие продают товары и услуги. Попадаются разные заказчики. От того, как складывается общение, зависит заработок. Поэтому назрел вопрос: стоит ли закрывать глаза на хамское поведение и угождать во всём клиентам-грубиянам, или лучше потерять деньги, но отстоять себя? Клиент всегда прав?