Исследователи из KPMG задумались о том, как развивается крупное корпоративное страхование, и какое будущее его ждёт. Для ответов на эти вопросы они опросили 400 руководителей страховых организаций по всему миру. В результате выяснилось, что рынок корпоративного страхования чувствует себя вполне неплохо, премии и прибыли растут, однако сектор полон «знамений перемен», которые говорят, что корпоративное страхование стоит на пороге радикальной трансформации. Этими знаками перемен стали:
- Ожидания клиентов и брокеров. Импорт клиентского опыта из других отраслей приводит к росту ожиданий и от страхования. В результате 83% опрошенных ставят клиентоцентричные стратегии на самый верх своей иерархии приоритетов. Кстати, у вашей компании есть стратегия клиентоцентричности?
- Экономическая неопределенность. Процессы, происходящие в мире с недавних времён (начиная с коронавируса и продолжая текущими событиями), оказывают беспрецедентное (во всяком случае, в масштабах последних десятков лет) воздействие на бизнес. Чем выше неопределённость, тем более динамичными должны становиться компании, желающие выжить и развиваться на рынке. Согласно ожиданиям респондентов, эту динамичность они могут получить благодаря внедрению цифровых технологий, в т.ч. в части управления финансами, кибер-безопасности и моделей дистрибуции.
- Нормативно-правовая деглобализация. Регуляторный ландшафт становится более пёстрым и разобщённым, что серьёзно осложняет работу страховщиков, в первую очередь тех, кто имеет дело с международными рисками. Им придётся согласовывать свои действия со множеством различных регуляторов и их предписаний, стараясь увязать глобальные программы страхования со множеством локальных фантазий регуляторов. Возможным выходом из ситуации могло бы стать создание и использование надгосударственных или внегосударственных технологий взаимодействия типа блокчейнов и смартконтрактов на них. Понятно, что, аналогично ситуации с криптой, подобные инициативы будут встречены сильнейшим сопротивлением, но ущерб от деглобализации может оказаться настолько серьёзным, что будет иметь смысл побороться.
- Эволюция технологий. Развитие технологий обеспечивает страховщиков новыми инструментами для соответствия ожиданиям потребителей. Коммерческое страхование в этом плане числится в отстающих, уступая первенство розничным видам, но, как я уже неоднократно писал, сейчас оно стало едва ли не более активным потребителем современных технологий, чем розничный сектор. Здесь и роботизация процессов, и облачные технологии, и искусственный интеллект с предиктивной аналитикой на основе больших данных, формирующие главную ценность современного страхования – проактивное снижение рисков клиентов в дополнение к чистому страховому покрытию. 72% опрошенных руководителей страховых организаций считают эти технологии необходимыми для корпоративного страхования.
- Экологическая, социальная и управленческая (ESG) активность. Факторы устойчивого развития не просто оказывают влияние на рисковый ландшафт, но и формируют новые ожидания к страховщикам со стороны регуляторов, инвесторов, сотрудников, клиентов и общества. Соответственно, страховщикам необходимо на них отвечать, причём не только более тщательной селекцией и исключением из портфелей «грязных» рисков, но и поддержкой, в т.ч. технологической, инновационных решений для устойчивого развития.
Куда все эти факторы толкают корпоративных страховщиков? Какие стратегии, согласно результатам опросов, наиболее популярны среди корпоративных страховщиков в нынешних условиях? Продолжим в следующем посте.