В системном мышлении и в работе бизнес-систем в частности есть правило, которое звучит так: нельзя “удалиться”.
Которое говорит нам о том, что если кто-то или что-то является частью действующей системы, он не может взять и на какое-то время полностью отстраниться от работы этой системы.
Часто такая особенность функционирования систем приводит к тому, что собственник бизнеса (или даже рядовой сотрудник) не может спокойно отдохнуть в отпуске — просто отключиться от всех вопросов и не думать некоторое время о компании.
В крайних проявлениях — это отдых с ноутбуком и решение рабочих вопросов в отпуске. ? (От чего мы все страстно пытаемся уйти.)
Но даже если нам удалось выстроить работу бизнеса так, что все процессы не завязаны на одном человеке и собственник (или любой другой сотрудник) может спокойно сходить в отпуск, все равно мысленно мы в этот период остаемся с компанией, коллегами, переживаем за их успехи и неудачи, отвечаем на вопросы, ищем возможности для развития бизнеса и т.д.
Пока система работает — мы регулярно думаем о ней и вкладываем в нее свою энергию. И это нормально, не стоит пытается от этого уйти.
☝ Ненормально — когда сотрудник может взять и полностью отстраниться от работы компании. Например, сказать “я в отпуске, меня это не касается”.
Или после окончания официального рабочего времени не отвечать на сообщения коллег, не брать трубку и вообще не думать о том, что происходит с организацией и теми процессами, в которые он включен.
Т.е. человек в таких случаях просто “удаляется” из компании, как будто его не существует и он к этой компании не имеет никакого отношения.
Если человек может себе позволить такое поведение, то это явный звоночек о том, что и в рабочее время сотрудник может относиться наплевательски к своим обязанностям, коллегам, клиентам и т.д. Т.е. он не воспринимает себя как часть этой компании.
У меня нет опыта работы в госструктурах, но судя по взаимодействию с чиновниками, у некоторых из них именно такое восприятие себя и системы, в которой они работают. Там это часто норма. ?
Именно поэтому у предпринимателей и большинства тех, кто работаете в бизнесе, такое неприятие этого класса людей — потому что мы сталкиваемся с представителем определенной структуры и ожидаем одного отношения к себе, а получаем другое, будто человек вообще не считает себя частью системы, не дорожит репутацией организации, в которой работает.
В малом бизнесе мы не можем позволить себе такого отношения. Не можем позволить, чтобы кто-то из сотрудников так относился к своей работе и к организации. Даже если, например, этот сотрудник не взаимодействует напрямую с клиентами компании.
Например, бухгалтер/юрист/методист/техспециалист и пр., который занимается внутренней работой, не общается сам с клиентами и который считает, что его участие в деятельности компании ограничено только его непосредственными обязанностями.
Как он в этом случае может вести себя? Если кому-то из его коллег потребуется срочная помощь во взаимодействии с внешней средой, в решении какого-то острого вопроса с клиентом, он может спокойно заявить, что это не входит в его круг задач и продолжить заниматься своими делами.
☝ При этом у него не возникнет в голове мысли, что от данной ситуации может, например, зависеть треть месячной выручки компании, что он получает свою зарплату благодаря этим самым клиентам, к которым он, как ему кажется, не имеет прямого отношения.
И он не видит взаимосвязи между его отказом помочь коллеге в какой-то ситуации, которая не относится к его должностным обязанностям, и тем, что у компании в последующем возникают проблемы с выплатой зарплаты сотрудникам (и ему в том числе!).
Так вот наличие таких сотрудников в организации — это очень опасный симптом. И собственник, руководитель бизнеса должен бороться с ним. Точнее, даже не с ним, а с причиной — с этими установками в голове сотрудников.
? Необходимо всячески доносить людям в компании, что каждый из них своей деятельностью влияет на результаты работы всей организации. Что каждый из них вносит существенный вклад в итоговый успех (или неудачу) компании. И только совместными усилиями можно прийти к желаемым результатам.
По моему опыту, делать это лучше всего через разработку миссии компании, целей и ценностей. И синхронизировать эти вещи с сотрудниками. Включать всех на разных уровнях в обсуждение этих вопросов.
? Чтобы каждый человек в компании понимал, что к его мнению прислушиваются, что выбранное направление движения компании ему интересно и совпадает с его личным направлением развития. И что он может даже в отдельных случаях влиять на это направление и его корректировку.
Только тогда каждый сотрудник организации будет воспринимать себя не как обособленную единицу, а как часть единого организма, бизнес-системы и будет работать не с 8 до 17 и не в рамках своего узкого функционала, а в интересах всей компании.
P. S. У вас уже разработана миссия, ценности компании? Поделитесь, что изменилось в коллективе после этого.