По своей натуре я человек, которому постоянно нужны вызовы и сложности, для их преодоления.
В прошлом я спортсмен, наверное привычка осталась к соревнованиям системным
Поэтому даже в периоды стабильности и высокого роста, я всегда проверяю свой бизнес на прочность, создаю искусственные колебания волн разного уровня, для проверки.
Так называемые стресс-тесты
По этой причине, мой бизнес с 2017 года при любых падениях рынка, показывает агрессивный рост- он готов к любому сценарию.
Как я и компания работаем в период кризисов
Здесь сначала нужен дисклеймер — никого не пытаюсь научить, поучать, призывать делать как я и т.д.- рассказываю как это у меня, без примерки своего бизнеса на сей либо другой.
В бизнесе для меня существует 3 ценности, которые я культивирую и о которых расскажу.
1️⃣ Ценность и самая важная — люди.
Не работники, не команда, а люди.
У слова работник в моем понимании нет души — это исполнитель, она есть только у людей.
Мои правила в кризис следующие:
обеспечь стабильность финансов
Урезания премий, компенсаций ГСМ, окладов и лишение оплаты переработок не правильны в это время.
Запускаем системно конкурсы внутри компании с денежными призами именно в это время.
хотя у меня и в не кризисные времена нет такого
меняй структуру подразделений, адаптируя ее под реалии рынка
Именно в период кризиса, в моей компании проходят массовые (если это так можно назвать) индексации окладов, проводятся повышения и добавляется функционал.
Сейчас можно закрыть глаза на базовые критерии изменения штатки — люди должны видеть стабильность компании;
охоться за головами
Кризис самое лучшее время для найма. Дорогие и квалифицированные кадры, как правило снижают свои аппетиты по доходам и готовы к диалогу;
ставь амбициозные и общие цели
Вовлеченная команда меньше думает над происходящим вне эко-системы, она вовлечена в общее дело и общую цель;
сплочай коллектив
Речь не о корпоративных мероприятиях. Я как остов компании всегда открыт к диалогу с любым сотрудником, ко мне всегда открыта дверь и ко мне приходят не только с вопросами работы, но и с жизненными кейсами.
Я никогда не буду закрыт, потому что они мои люди и я их человек.
2️⃣ Ценность — развитие бизнеса
В это время не о своих капиталах надо думать, а о капиталах бизнеса.
Для меня бизнес давно уже как мой ребенок и как любой родитель, бизнес болеть не должен.
Не надо бояться больших расходов, надо бояться маленьких доходов — Рокфеллер.
модернизируй компанию
Кризис самое лучшее время для модернизации процессов, CRM и ПО.
Работы становятся дешевле и контрагенты становятся сговорчивее.
Снизить на 20% стоимость нормочаса разработчикам, получается в 4 случаев из 5.
Поэтому все крупные интеграции я запускал в кризисы- это эффективно во всех аспектах.
инвестируй в коллаборации
Компаниям твоего уровня также не просто может быть и есть смысл уже смотреть друг на друга как не на конкурентов, а как на партнеров.
2 крупных и долгоиграющих проекта у меня запустились именно в кризис.
Один позволил заработать компании сумму в 290 млн ₽.
Вроде не плохо да?
ищи новые направления
Кризис время вложений в отрасли, смежные с твоей, а не только в недвижку.
Для ипотечной компании можно рассмотреть вопрос покупки платформы или агентства недвижимости.
Застройщику целесообразно смотреть на ипотечных игроков иначе, не как на партнера, а как на инструмент для инвестиций.
сохраняй холодную голову
Для обеспечения первого пункта спокойствием — оставляй на книжке 5 ежемесячных расходов компании.
Вкладывай их в овернайты и депозиты, в банках, где открыт РКО, но не трать при любых раскладах.
3️⃣ Ценность — поддержка общества
В текущее время нельзя оставаться в стороне.
Я как бизнес должен помогать и не оставаться безучастным.
это нужно делать не только в кризис откровенно.
Вот уже много лет, моя компания сотрудничает с фондом Advita, помогает Московским хосписам.
Ежегодно мы получаем слова благодарности от них.
Каждый сотрудник принимает участие в этом и все мои люди поддерживают эту миссию.
С текущей обстановкой мы также не останемся в стороне и будем помогать как мобилизованным, так и их семьям.
Вот таким образом, сложив эти составляющие и получается мой Бизнес.
Можно идти по пути сокращений расходов, но я всегда иду от обратного.
Когда если не сейчас и кто если не мы?
Ваш дежурный по ипотеке в стране