Ответ: мысленно разложить его на части, т.е. на отделы, направления работы и проанализировать каждое из них по отдельности.
Любой бизнес – это сложная система с множеством взаимосвязанных элементов. И чтобы его понять и работать с ним (развивать его), лучше всего раскладывать его на подсистемы, из которых он состоит.
Какие это подсистемы:
- система привлечения клиентов (маркетинга)
- система продаж
- система производства продукта (товара, услуги)
- система управления (и контроля, так как это составная часть управленческого процесса)
- система найма (и адаптации, обучения сотрудников, так как это продолжение процесса поиска этих самых сотрудников)
- система финансового планирования и учета
- система стратегического планирования (выделяю ее отдельно, так как она не относится к оперативному управлению бизнесом)
- система безопасности (юридической, налоговой, технической и пр.)
Это основные подсистемы. Внутри них, конечно, можно выделить еще, например, система логистики (чаще всего как часть системы производства продукта), система исследований и разработки продукта (что описывается термином R&D) и т.д.
Но для понимания бизнеса нам важно видеть прежде всего основные подсистемы (отделы), а также те входящие и исходящие потоки, которые связаны с ними. Обычно это потоки, которые несут какую-то ценность для компании, клиентов или иных внешних контрагентов.
Понимание этих потоков позволит нам верно выбирать метрики для оценки эффективности работы каждого отдела/подсистемы, т.е. что нужно измерять прежде всего.
Давайте разберемся с потоками и метриками на примере нескольких подсистем бизнеса.
Система привлечения клиентов (маркетинга)
Исходящий поток – чаще всего это деньги, вложенные в рекламный бюджет. В случае с соцсетями – это может быть контент, который сгенерил данный отдел.
Входящий поток – лиды или обращения от потенциальных клиентов (звонки, заявки и пр.).
Основные данные, которые нам нужно замерять для оценки эффективности работы этой системы: количество вложенных денег (в рекламу, з/п и пр.), количество лидов, стоимость одного лида. А далее мы смотрим, насколько стоимость лида соответствует рыночной цене, данным конкурентов и устраивает ли она нас с учетом альтернативных вариантов привлечения лидов.
Двигаемся дальше.
Система продаж
Исходящий поток – обычно это звонки, сообщения, письма и другие форматы коммуникаций, которые использует отдел продаж.
Входящий поток – денежные средства от клиентов.
Обратите внимание – не количество договоров, не число зашедших на тестовый период клиентов и пр. А именно деньги, которые принесла данная подсистема организации.
Ведь ни одному собственнику бизнеса не нужны виртуальные договора, которые не перейдут затем в оплаты и деньги на счетах.
Соответственно, для оценки эффективности работы системы продаж мы замеряем: количество совершенных менеджерами контактов с потенциальными клиентами (различными способами) и количество денег, поступивших на счета компании от клиентов. Все остальные метрики уже производные от этих и нужны для детализации анализа, в зависимости от специфики бизнеса.
Система производства продукта
Исходящий поток – товары и услуги, которые компания поставляет своим клиентам.
Входящий поток – благодарность клиентов за поставленные товары/услуги в виде отзывов, рекомендаций и пр. (Неожиданно? А что бы вы определили в качестве входящего потока для данной подсистемы бизнеса?)
Какие данные замеряем для оценки эффективности системы производства: количество произведенной компанией продукции за период времени (день, месяц и пр. в зависимости от бизнеса), количество положительных отзывов (а для этого их нужно регулярно собирать!), процент тех клиентов, кто готов рекомендовать вашу компанию своим знакомым (тот самый NPS).
Система управления
Входящий поток – задачи, которые поступают от компании (руководства) к сотрудникам, а также обратная связь по итогам выполнения этих задач (в т.ч. благодарность!).
Исходящий поток – результаты выполнения сотрудниками задач в материальном виде (а это значит, что они должны быть зафиксированы на канбан-доске или в ином виде).
Что замеряем для оценки эффективности системы управления? Давайте подумаем вместе, особенно если вы управленец. Разомните мозги ?
P.S. Что скажете, насколько такой подход упрощает понимание бизнеса и его составных частей?
Отзывы
Отзывов пока нет.