Жилое помещение (квартира, комната и т.д.), передаваемое в собственность граждан в порядке приватизации, оформляется договором передачи.
Для подтверждения прав на приобретенное недвижимое имущество, договор передачи, как и любой другой договор купли-продажи, подлежит государственной регистрации.
В данной статье мы рассмотрим какие сведения в таком договоре являются обязательными, а также необходимый пакет документов для целей государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения.
Какие сведения содержит договор приватизации жилого помещения
Как уже было сказано выше, основанием для регистрации права собственности является договор передачи недвижимого имущества (квартиры, комнаты).
В нем должны содержаться сведения, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Подлежит описанию следующее:
- лица, принявшие участие в приватизации (или, наоборот, отказавшиеся от нее);
- дата приватизации;
- подписи уполномоченного органа, ответственного за жилой фонд и гражданина (граждан), который становится собственником;
- адрес объекта (комнаты, квартиры);
- площадь;
- количество комнат;
- номер этажа здания (для квартир) и иные сведения.
Документы, необходимые для регистрации прав по договору приватизации
Для учета права собственности гражданина в реестре недвижимости (Росреестре), кроме договора безвозмездной передачи объекта, еще потребуется представить определенный пакет документов.
Одной стороной в договоре по приватизации всегда выступает орган, за которым закреплен жилой фонд (муниципалитет, учреждение, предприятие).
Поэтому для оформления перехода права по такому договору подается два заявления: от указанного органа и гражданина (граждан).
При обращении для учета прав на объект недвижимости по результатам приватизации, к заявлению гражданин прикладывает следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность заявителя (всех участников приватизации).
- Разрешение органов опеки и попечительства, (если приватизация происходит с участием несовершеннолетнего).
- Документ, подтверждающий уплату гражданином государственной пошлины (в случае освобождения от уплаты представляется документ являющийся основанием этой льготы).
- Договор социального найма жилого помещения, при его отсутствии — ордер на жилое помещение.
- Отказ(ы) от приватизации граждан, имеющих право на приватизацию (когда не все проживающие в помещении участвуют в приватизации).
- Справка из органа, отвечающего за регистрацию граждан по месту жительства, о лицах, имеющих право пользования жилым помещением (квартирой, комнатой).
Документы, указанные в пунктах 4 и 5, представляются, если в договоре безвозмездной передачи жилого помещения (о содержании, которого упомянуто выше) нет указанной информации.
При отсутствии заинтересованного лица в момент подачи заявления, следует предоставить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия его представителя.
Необходима также справка о том, что ранее не было использовано право на приватизацию.
Справка не понадобится в случае, когда вы проживали по адресу приватизируемого помещения постоянно.
При смене места жительства соответствующая справка потребуется за все периоды регистрации (прописки).
Порядок и сроки оформления прав собственности в порядке приватизации
Если собственность (или иное право) на передаваемое гражданину (гражданам) жилое помещение зарегистрировано в реестре недвижимости, то на основании поданных документов права на квартиру (комнату) будут учтены в течение семи рабочих дней (со сроками можно ознакомиться в этой статье).
Договор передачи жилых помещений считается вступившим в законную силу с момента регистрации прав.
При отсутствии сведений в ЕГРН, объект (квартиру, комнату) необходимо одновременно поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право (собственности, хозяйственного ведения или иное) органа, ответственного за жилой фонд. Только потом регистрируется переход данного права гражданину.
Если вы решили приватизировать свое жилье, рекомендуем предварительно ознакомиться в нашей статье с условиями этой процедуры.
Предлагаем также вашему вниманию видеоролик с информацией о регистрации прав собственности по договору безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан.
Добрый день.
Может кто-нибудь объяснить, как закончить регистрацию квартиры в Росреестре, если один из участников приватизации умер? Возможно ли оформить остальным участникам свои доли без обращения к нотариусу?
Добрый день, Раиса Николаевна!
Специалисты Росреестра без обращения, как правило, редко что исправляют.
Если обнаружили ошибку и имеются данные о том, что у дома другой номер кадастрового квартала, то нужно исправить.
Но возможна ситуация, когда жилой дом, в котором расположено помещение (квартира), стоит на учете с ошибочным номером квартала и сотрудники Росреестра могли внести неверные данные соответственно в характеристики квартиры.
В отношении земельного участка не совсем понятен вопрос «планирую регистрировать право на общедолевую собственность (больше интересует земля под домом)».
Право общей долевой собственности на земельный участок не регистрируют в Едином государственном реестре прав (Росреестре), так как в силу закона земельный участок принадлежит всем владельцам помещений в многоквартирном доме.
«Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме» (статья 16 ФЗ от 29.12.2004 №189).
Добрый день Валентина Федоровна!Спасибо за Ваш подробный ответ.
25.09.2018 кадастровая палата поставила приватизированную квартиру на учет, как ранее учтенный объект. Но, узнав присвоенный номер квартире , я увидела, что он не привязан к номеру квартала, где фактически расположен дом т.е. должен
стоять номер квартала 0031930 (центр), а стоит 0031330(окраина). Другие сведения( адрес квартиры, площадь) верны.
Вопрос:
1.нужно ли исправлять данную ошибку и кто это должен делать ( кадастровая палата или я) т.к. в дальнейшем планирую регистрировать право на общедолевую собственность (больше интересует земля под домом)
Добрый день, Раиса Николаевна!
Законодательством предусмотрено, что орган охраны объектов культурного наследия направляет копию акта с копией утвержденного им охранного обязательства, в орган регистрации прав для регистрации ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.
Госрегистрация ограничения права на объект культурного наследия может осуществляться по заявлению правообладателя объекта (муниципалитета или иного владельца), а также по заявлению органа охраны объектов культурного наследия.
Когда к моменту перехода права владения объектом культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению требований такого обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.
При этом договор передачи объекта (купли-продажи и т.д.) должен содержать сведения об ограничениях.
«В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме» (ст.47.6. закона от 25.06.2002 г № 73-ФЗ).
Добрый день Валентина Федоровна!Спасибо за ответ
По данной квартире у меня есть еще один вопрос:
дом является объектом культурного наследия (ОКН) как вновь выявленный, соответственно, в дальнейшем квартира регистрируется с обременением
Вопрос: если муниципалитет осуществляет постановку на кадастровый учет , регистрирует свое право и далее идет переход права ко мне, значит и муниципалитет должен оформлять охранное обязательство и получать паспорт ( при его наличии)на объект культурного наследия т.е. регистрация права муниципалитета должна быть с обременением и далее мое право также будет регистрироваться с обременением. Я правильно понимаю?
Заранее спасибо
Здравствуйте, Раиса Николаевна!
Вы поставить на учет не можете.
Согласно законодательства государственная регистрация ранее возникших прав в ЕГРН (до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ) осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора при поступлении от органов государственной власти сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав.
При отсутствии сведений в ЕГРН, объект (квартира) одновременно учитывается в кадастре и регистрируется право (собственности, хозяйственного ведения или иное) органа, ответственного за жилой фонд. Только потом осуществляется переход права на недвижимость к гражданину.
Здравствуйте!
Квартира приватизирована в апреле 2003. Договор зарегистрирован в администрации района , квартира поставлена на ТЕХУЧЕТ (штамп БТИ)
Поданы документы на регистрацию права, приостановили т.к. квартира не стоит на кадастровом учете (КУ) , отсутствуют сведения в ЕГРН.
Вопрос: могу ли я поставить квартиру на КУ как ранее учтенный объект и далее регистрировать право или на КУ должен ставить только муниципалитет с регистрацией своего права и уже после право переходит ко мне (по заявлению от муниципалов на переход права)
Заранее спасибо
Здравствуйте, Ирина Петровна!
Когда, как собственник квартиры, зарегистрируете право в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) с этого момента Вы будете являться налогоплательщиком согласно НК РФ.
С дня такой регистрации плату за социальный наем не должны начислять.
С уважением, юрист Титов А.Ю.
Здравствуйте!
Я получила договор на приватизацию квартиры.
Вопрос: после того как подписала этот документ, когда перестанут начислять оплату за договор соцнайма?
Добрый день, Сергей!
В своём вопросе Вы не уточняете, для каких целей нужно решение суда.
Ваш вопрос: достаточно ли решения суда, при учете права собственности гражданина по договору приватизации в реестре недвижимости (Росреестре)?
В случае регистрации договора требуется представить определенный пакет документов.
Не понятно также в отношении покупателя «об установлении факта принадлежности договора приватизации покупателю», так как договор приватизации является бесплатной передачей объекта из государственного или муниципального жилищного фонда.
Для того чтобы дать правильный ответ нужна более корректная формулировка.
Добрый день! Договор приватизации заключен в 1993 году. Допущена ошибка в фамилии покупателя. В настоящее время предприятие заключившее договор ликвидировано, внести изменения не может. Как поступить? Достаточно ли будет решения суда об установлении факта принадлежности договора приватизации покупателю?
Добрый день, Ольга Петровна!
При реорганизации государственных и муниципальных организаций (предприятий), место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций.
В случае банкротства организации (предприятия), образовавшиеся в процессе их деятельности документы поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Таким образом, при утере ордера, необходимо обращаться в организацию (предприятие) или государственный архив.
Хотим приватизировать квартиру, но потеряли ордер.
Квартира числилась за предприятием, которое на сегодняшний день ликвидировано. Как его восстановить?