При покупке квартиры или жилого дома обязательным условием является обращение в орган регистрации прав, так как без государственной регистрации договора купли-продажи не состоится переход права собственности от продавца к покупателю.
Как оформить договор купли-продажи недвижимости мы рассказали здесь.
А в данной статье мы расскажем какие документы вам понадобятся, куда можно с ними обращаться и как удостоверяется договор после государственной регистрации.
Список документов, необходимых для регистрации
Для государственной регистрации прав необходимо подать следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность (внутренний паспорт для граждан РФ, постоянно проживающих в России и загранпаспорт для граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом и не имеющих регистрации по месту жительства в России).
- Доверенность, подтверждающая полномочия, если обращается представитель.
- Заявление о государственной регистрации прав (по просьбе заявителя данное заявление может быть заполнено специалистом, осуществляющим прием документов).
- Договор купли–продажи (документ, являющийся основанием для осуществления государственной регистрации прав).
- Платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (ее порядок и размер рассмотрен здесь).
- Правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности продавца (договор дарения, наследования, купли-продажи).
- Справку о лицах, имеющих право пользования жилым помещением, с указанием этого права, заверенную должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства.
- Согласие другого супруга, заверенное нотариально, если лицо, заключающее сделку, состоит в браке.
Вместо согласия возможно предоставление брачного договора, решения суда или соглашения о разделе имущества (т.е. документа, свидетельствующий о том, что квартира не является совместным имуществом).
Дополнительно к указанному списку можно подготовить выписку из единого реестра недвижимости, содержащую описание квартиры или дома, так в этом случае специалисту, осуществляющему прием, будет удобнее проверить данные об объекте, указанные в договоре.
Предоставление выписки не является обязательным, ведь если предыдущий собственник регистрировал ранее свои права, то орган учета располагает такими сведениями.
Кроме вышеперечисленного может понадобиться:
- Согласие банка, если имущество находится в залоге (ипотека).
- Согласие органов опеки в случае, когда собственником является несовершеннолетний в возрасте до 14 лет.
- Согласие законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей) несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет.
Следует учесть, что согласно действующему на сегодняшний день ФЗ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» статья 54
«Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению
».
Если договор заключался с условиями (например, в договоре предусмотрено, что продавец должен перед заключением сделки провести ремонт), то нужно представить еще и документы, подтверждающие выполнение этих условий.
Куда обращаться для регистрации прав
Подавать документы можно:
- Лично, в местах приема заявителей в территориальных отделах кадастровой палаты, либо в многофункциональных центрах;
- Уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте.
Заявление о регистрации права при личном обращении (пункты 1 и 2) представляется независимо от места нахождения объекта недвижимости (это нововведение вступило в силу с 01.01.2017 г.).
- Через нотариуса, в случае нотариально удостоверенной сделки, на основании которой возникает право на недвижимое имущество.
- Посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
- Через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru)
или официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (www.rosreestr.ru).
Обратите внимание, что вы можете воспользоваться правом предварительной записи на представление документов, которая осуществляется (по выбору заявителя) как на Едином портале государственных и услуг, так и на официальном сайте Росреестра.
Для этого на сайте Росреестра нужно выбирать «Физическим лицам» — «Способы получения услуг» — «В офисах Росреестра и кадастровой палаты».
И затем перейти по ссылке «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием».
Как удостоверяется договор после государственной регистрации
Учетные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав.
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки.
Государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (выписка ЕГРН).
Список документов для регистрации прав на имущество требует юридической подготовки, поэтому помощь специалиста в этом процессе будет весьма кстати.