Заходишь в блог, видишь плашку, на которой красуются цифры: 60 лайков, 30 комментариев, 2 упоминания. Радуешься вовлечённости, как в детстве игрушке под ёлкой.
С мыслями «ух, ща почитаю», открываешь комментарии. Среди десятков «пост — огонь!», «спасибо, полезно!», «круто написано!» выделяется один — «какой глупый блогер».
Сердце колотится. Дыхание учащается. Пелена заволакивает глаза. Пальцы бешено стучат по экрану: «#%!&, мать твою, а ну иди сюда! Что, решил ко мне лезть?!» и далее по тексту.
Знаешь, почему так цепляет критика? Потому что соглашаешься с ней. Если бы сказали, что у тебя нелепые розовые волосы, то в ответ, скорее всего, просто посмеялся, ведь никаких розовых волос нет.
Задумайся, в чём причина? Может быть, замечание попало в точку? Тогда нет смысла пенять на язвительного комментатора. Никто не может тебя обидеть, только ты сам.
Чтобы в следующий раз не тратить время и нервы, нужно:
- понять, кто и почему критикует;
- использовать технику «я-сообщения», чтобы уйти от конфликта.
Кто твой критик?
Когда увидишь очередного критикана, посмотри, что это за человек. Написали, что текст плох? Если автор не Каплунов, Ильяхов или другой признанный мастер, то значимость такого комментария близка к нулю.
Нередко критикующие некомпетентны в сфере, которую оценивают. Представь, что ты — хирург, работу которого обсуждает продавец из «Пятёрочки». Ну как, есть дело до мнения такого «эксперта»?
Что не так с критикующим?
Чем негативнее комментарий, тем больше проблем у критикующего. Сам подумай, будет ли счастливый и довольный человек метать гром и молнии, брызгать желчью под постом незнакомца? Конечно нет.
Сбрось шелуху из обидных слов и копни чуть глубже. Пойми, что болит у критика. Когда осознаешь, что у человека трудности, злость сменится жалостью, а возможно, и пониманием.
Личные границы.
В психологии есть отличная техника, которая помогает избежать ругани — «я-высказывания». Предлагаю сокращённый вариант.
- Я чувствую.
Опиши, что чувствуешь — «я огорчён, что у вас сложилось такое мнение о тексте».
- Я думаю.
Объясни, почему возникли чувства — «я думаю, что вам было бы неприятно прочесть то же самое от незнакомого, согласны?».
- Я хочу.
Вырази просьбу — «я хочу получить конструктив, потому что качественная обратная связь способствует росту».
- Я буду вынужден.
Предупреди о последствиях, обозначь рамки — «мне придётся заблокировать вас, если продолжите писать оскорбления».
Подводя итог, скажу банальную вещь — ты не сто баксов, чтобы всем нравится. Всегда найдутся люди, которым придёшься не по душе. Стоит ли из-за этого переживать — решать тебе.
Расскажи, как относишься к критике? Доказываешь и до последнего отстаиваешь позицию, или игнорируешь неугодное мнение? ?
На фотографии настолько красивый волжский вид, что не смогла не поделиться. ☺️