Инвестиционная привлекательность проекта —это совокупность финансово-экономических показателей, определяющих целесообразность капиталовложений в бизнес-проект.
Это множество характеристик, отражающих эффективность вложения денежных активов в дальнейшее развитие компании. Ее главным признаком является фактор получения стабильного дохода в течение продолжительного периода.
Под инвестиционной привлекательностью проекта для инвестора понимают уровень удовлетворения финансовых, производственных, организационных и других требований или интересов инвестора по конкретному проекту.
Для того, чтоб стать привлекательным для инвестора проект должен превзойти своих прямых и косвенных конкурентов за капитал инвестор по базовым критериям:
доходность,
надежность,
риски.
Эти три параметра – это основные показатели, которые инвестор обычно оценивает на этапе первых переговоров.
В дальнейшем до принятия окончательного решения анализу так же подлежат следующие параметры:
Текущая оценка стоимости бизнеса,
Ликвидность,
Финансовая устойчивость,
Имущественное положение,
Финансовая зависимость,
Платёжеспособность,
Рентабельность,
Срок возврата инвестиций,
Деловая репутация,
Возможности роста и масштабирования,
Конкурентная среда,
Емкость рынка,
Перспективы отрасли и т.д.
Каждый инвестор имеет свои представления относительно того, какой проект для него является инвестиционно привлекательный, а какой нет.
Управление инвестиционной привлекательностью – действия, направленные на повышение доходности бизнеса, увеличения его ликвидности и снижение уровня потенциальных рисков.
Это длительный процесс и он обычно находит своё отражение в стратегическом планировании.
Основными мероприятиями для повышения инвестиционной привлекательности:
разработка или корректировка стратегии развития;
бизнес-планирование;
аудит финансового и бухгалтерского учёта, налоговая оптимизация;
юридическая экспертиза и приведение внутренних документов компании в соответствие с законодательством;
проведение мероприятий по реструктуризации и т.д.
Именно в этой точке интересы инвестора и фаундера часто не сходятся.
Большинство фаундеров полагают, что если они задумали что-то «глобальное», то у инвестора, просто нет иных вариантов, как сделать им шаг на встречу и дать возможность молодому проекту на масштабирование. Это заблуждение обычно ни к чему не приводит и идея так и остаётся идеей.
Инвестиционная привлекательность – это не только параметр оценки для инвестора. Регулярная оценка инвестиционной привлекательности может быть полезной и для самого проекта, так как при повышении инвестиционной привлекательности меняется в лучшую сторону масса финансовых показателей проекта. И это делает проект более выгодным для фаундера.
Думать, как инвестор и оценивать своей проект с позиции потенциального инвестора -это прекрасная возможность для того, чтобы увидеть слабые и сильные стороны проекта.