...

Холдинг, как форма управления бизнес-единицами

Холдинг

Термин «холдинг» – это производное от английского слова hold (держать).
В правовых системах многих стран, холдинг — это организация, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний. Таким образом, холдинговыми компаниями в мировой практике чаще всего именуются управляющие компании, а настоящее время России сформировался иной подход, и «холдинг» – это целиком вся структура из управляющей компании и нескольких бизнес-единиц (дочерних компаний). Но, так было не всегда.

Впервые в России термин «холдинг» был использован в Указе Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», которым было утверждено Временное положение «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества».

Согласно данному Положению холдинговая компания рассматривалась как предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

В современной практике подходы к созданию холдинга основаны на положениях Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995.

Данный закон регламентировал процесс объединения хозяйствующих субъектов вокруг создаваемой ими управляющей компании, а также формирование холдинга как важного звена системы участий, при помощи которой одно общество подчиняет себе формально независимые компании и управляет ими. Данный закон с 2007 года не действует, но подход к созданию холдингов остался.

Основные цели холдинга – это масштабирование бизнеса и централизация управления. Это отличает холдинги от портфельного подхода к бизнесу, где все бизнес-единицы условно полностью самостоятельные.

Чаще всего холдинг создаётся для удовлетворения нужд производственного процесса.

При таком подходе во главе угла стоит централизация управления всеми циклами производственной деятельности.

Рассмотрим на примере производства одежды. Например, изначально имеется только фабрика по пошиву одежды, затем само производство выводится в отдельное юридическое лицо, а первоначальное юридическое лицо становится Управляющим центром, который постепенно приобретает контрольные пакеты акций или доли компаний, которые занимаются производством тканей, ниток, организацией доставки и т.д.

Так же холдинговый подход часто используется в инвестиционной деятельности. Когда холдинг начинает строится из центра: создаётся Управляющая компания, которая постепенно покупает контрольные пакеты других компаний

Так же, возможен переход от портфельного подхода к холдингу. О таком похоже сейчас говорит Сбербанк, который долгое время практиковал портфельный подход и создавал в своей экосистеме различные непрофильные направления («СберМаркет», «СберМегаМаркет», «СберЛогистика», Сбер Еаптека»). Для перехода на новый уровень качества услуг требуются новые единые подходы в управлении. Поэтому, Сбер рассматривает возможность создания холдинга электронной коммерции.

Очень часто можно встретить мнение о том, что в российском законодательстве есть пробел и законопроект «О холдингах» никак не принимают, хотя проекту уже более 10 лет. Однако, отсутствие специального закона не говорит о том, что в России отсутствуют нормы права, которые необходимы для создания холдингов или этот процесс не возможен.

Сам по себе холдинг – это не более, чем взаимосвязи «материнской» компании с дочерними. А данный процесс регламентируется Гражданским кодексом и законами об акционерных обществах и ООО.

Но, вся суть холдинга кроется в создании единых стандартов работы, процессе взаимодействия, процедуре отчетности, контроле и так далее. И как раз создание регламента по этим процессам – это работа «ювелирная» и требует комплексного подхода целого ряда специалистов. Это не только правовые вопросы, а ещё и вопросы менеджмента, стратегического управления, финансового и налогового планирования, бухгалтерского учёта, маркетинга.

Если при портфельном подходе во главе угла стоит снижение рисков и минимизация убытков. Когда одно направление убыточное, другое направление своей прибылью убытки перекроет. То, в холдинге во главе угла – эффективность управления и взаимосвязи бизнес-единиц. Когда все бизнес-единицы под управлением центра эффективно работают во имя единой цели.

Холдинг — это не просто красивое слово, это подход и философия. Для того, чтобы качественно выстроить подобную структуру нужен большой опыт в управлении и чёткое понимание целей развития своего бизнеса.

Теги: форма бизнеса, холдинг

Отзывы

Отзывов пока нет.

Будьте первым, кто оставил отзыв на “Холдинг, как форма управления бизнес-единицами”

Похожие публикации

Купить бизнес в Латвии

Преимущества готовых компаний в Латвии Есть несколько случаев, когда вместо создания компании в Латвии требуется покупка готовой компании. Некоторые из…

Купить бизнес в Германии

В последние годы многие нормативные акты облегчили международным предпринимателям возможность заниматься предпринимательской деятельностью и покупать бизнес в Германии. Для граждан…

Купит бизнес в Австрии

Покупка существующего бизнеса в Австрии преимущества: Преимущества Минимум затраченного времени. Процедура покупки бизнеса намного проще, чем процедура регистрации новой компании.…

Купить бизнес в Чехии

Помимо регистрации новой компании в Чешской Республике, иностранные инвесторы имеют возможность купить компанию, которая уже была зарегистрирована юридически, что является…

Купить бизнес в Лаосе

По мере реализации стратегии роста вашей компании за счет приобретений вы достигнете ряда точек принятия решений. Начиная с определения целевых…

Как купить бизнес в Камбодже

Камбоджа предлагает благоприятные для создания и покупки бизнеса правила, которые приветствуют иностранные предприятия и инвесторов, заинтересованных в создании компании, инвестициях…
Популярные публикации

Load: 57 queries - 0,341856 sec. - 46.2MB - 3629 cache hits / 3629
Query: 78 queries - 0,379918 sec. - 47.6MB - 4107 cache hits / 4112
Display: 171 queries - 0,966116 sec. - 54.7MB - 47867 cache hits / 48510

Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.