В условиях торможения рынка, когда некоторые многообещающие (или точнее «многообещавшие») страховые стартапы борются с трудностями, сокращают персонал и показывают рекордные убытки, вопрос о том, есть ли новый путь в страховании, становится всё более острым. С одной стороны, как мы видели из отчёта о состоянии иншуртех-рынка, инвесторы даже в нынешнее время продолжают вкладываться в инновационные страховые проекты, с другой – клиенты массово недовольны получаемым сервисом, но с третьей – паразитирование на законодательных нормах и сложившихся традициях по-прежнему приносит значительные доходы, даже несмотря на протесты клиентов и санкции регуляторов.
Сегодня разберём пример, который показывает, что иной путь существует и может быть успешным. Причём на, хотя и на старом и развитом, но очень непростом для работы рынке. Страховая компания Hedvig приобрела в Скандинавии практически культовый статус, а всё из-за их урегулирования убытков, которое заслуженно считается главной звёздной «фишкой» компании и причиной 40% ежегодного органического роста клиентской базы и практически 100% пролонгации.
Клиент может заявить компании убыток просто с помощью голосового сообщения в мобильном приложении. Система искусственного интеллекта обработает его, распознает всю значимую информацию, и, если оно содержало все нужные данные, выплата будет произведена незамедлительно. Если какой-то значимой информации не хватает, сотрудник Hedvig запросит её с помощью мессенджера. Львиная доля убытков компании выплачивается в течение нескольких минут.
Во вчерашнем материале об исследовании Accenture я писал о том, насколько скорость урегулирования (точнее, её отсутствие) быстро приводит к возникновению недовольства клиентов своими страховщиками и желанию поискать лучшей доли на стороне. Причём низкой скоростью урегулирования считаются даже двое суток, не говоря о большем. Создатели Hedvig явно знали об этом значительно раньше, когда проектировали свою бизнес-модель, что позволило им сейчас иметь NPS в 10 раз выше, чем у их традиционных конкурентов.
Компания работает с 2018 года, превратившись за это время в ведущего нового страховщика на 30-миллиардном скандинавском рынке. Лицензию полнофункционального страховщика с правом на ведение операций по всему ЕС компания получила в марте 2021 года. Она обслуживает более 100 000 клиентов по страхованию недвижимости, домашнего имущества, путешествующих и от несчастного случая.
Компания работает по принципу фиксированной маржи, т.е. берёт себе 25% от всех собранных премий на РВД и развитие, из остальных денег оплачивает убытки, а остаток (если тот образуется) отдаёт на благотворительность. Это позволяет Hedvig избежать конфликта интересов с клиентами, когда прибыль страховщика увеличивается за счёт невыплат страхового возмещения (а также не даёт компании возможность платить по 50%+ КВ, что также на корню устраняет конфликт интересов, а, кроме того, побуждает компанию думать о потребительской ценности, а не о том, как нахлобучить клиентам очередную бесполезную, зато безубыточную фигню).
На своём домашнем рынке в Швеции на долю компании приходится 10% всех выданных полисов страхования недвижимости. Летом 2022 года портфель Hedvig пополнился и автострахованием.