Устанавливая деловые отношения с партнерами, вы должны быть должным образом подготовлены к ведению бизнеса в условиях культурных различий Китая. Их культура настолько отличается от европейской, что легко ошибиться, и то, что вам кажется тактичным, может быть воспринято китайцами как оскорбление. Для китайцев в первую очередь это необходимость сохранить свои имена, без чего о дальнейших переговорах не может быть и речи. Ниже приведены основные сведения о культурных различиях в китайском бизнесе, знание которых поможет вам подготовиться к переговорам с партнерами.
- Китайцы очень привязаны к традиционным решениям, и поэтому, составляя делегацию в эту страну из числа ваших сотрудников, учитывайте их возраст и пол.
- Было бы неплохо знать возраст людей, с которыми у вас назначена встреча, и делегировать представителей, занимающих аналогичные должности, а также людей аналогичного возраста и пола. Это особенно важно, потому что в Китае мудрость приравнивается к возрасту. Поэтому руководящие должности занимают пожилые люди; это одно из существенных культурных различий в бизнесе Китая.
- Следует также иметь в виду, что установление деловых контактов с китайскими компаниями — довольно длительный и кропотливый процесс. Это может начаться со встреч с сотрудниками более низкого уровня, прежде чем кто-то, кто принимает решения, встретится с вами.
- Пунктуальность — еще одно важное качество, о котором следует помнить при ведении бизнеса в условиях культурных различий Китая. Китайцы придают большое значение пунктуальности и приравнивают ее к уважению к другому человеку. Встречи обычно начинаются с обмена визитными карточками, поэтому вам следует заранее подготовить двусторонние карточки, например англо-китайские.
КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В КИТАЙСКОМ БИЗНЕСЕ
Прежде чем начинать бизнес в этой стране, вам следует обратить внимание на культурные различия. Чтобы не обидеть своих китайских партнеров, ознакомьтесь с нашими советами.
- Приветствие. В Китае, как и в других азиатских странах, важно, чтобы приветствие происходило без необходимости установления физического контакта. Это происходит потому, что китайцы избегают любого физического контакта, особенно в присутствии людей, с которыми они встречаются впервые.
- Не прикасайтесь к ним, не обнимайте и не похлопывайте их по плечу. Кроме того, вам не следует стоять к ним слишком близко, потому что у китайцев очень развито чувство личной зоны в общении. Нарушение этой зоны и слишком долгий и пристальный взгляд прямо в глаза вызывают застенчивость, замешательство и смущение.
- Когда вы встречаетесь с кем-то намного старше вас или более важным в иерархии компании, вам следует наклонить всю верхнюю часть тела вперед. Но влияние западной культуры на деловые отношения привело к тому, что кивок и поклон сопровождаются рукопожатием. Независимо от формы приветствия, ключевым является его порядок, который должен учитывать старшинство, то есть положение человека, определяемое его должностью и возрастом. Поэтому будет очень бестактно приветствовать участников встречи в случайном порядке. Налаживая отношения с китайцами, также не следует стремиться сократить дистанцию.
- Единственно правильной формой обращения является использование титула и фамилии. Следует также помнить, что фамилия (обычно односложная) ставится первой, за ней следует имя (один или два слога) на визитных карточках. После того, как вы познакомились с партнерами из Китая и хотите представить им новых людей, вам нужно помнить, что в дополнение к фамилии и имени вам необходимо назвать должность и полное название учреждения или компании, которые они представляют; эти детали важны для ведения бизнеса в культурных различиях Китая.
- Деловые отношения и переговоры. Установление деловых отношений в Китае — медленный процесс, поскольку азиаты придают большое значение созданию платформы для взаимного доверия, и сами переговоры также будут нелегкими.
- У китайцев есть свои любимые методы ведения переговоров; например, они пытаются манипулировать своим чувством вины.
- Более того, если они не заинтересованы в завершении переговоров, они не скажут открыто «нет». В такой ситуации свидетельством отсутствия заинтересованности может быть внезапное и неожиданное ужесточение переговорной позиции и нежелание идти на уступки, чтобы заставить другую сторону прекратить переговоры.
- Кроме того, некоторых могут удивить частые перерывы, во время которых никто ничего не говорит. Такие моменты молчания являются неотъемлемой частью деловой культуры в Китае и ни в коем случае не должны прерываться.
- Неофициальная часть встреч. После окончания официальной части, например, во время встречи в ресторане, китайцы показывают себя с совершенно другой стороны. Тогда они становятся более открытыми и общительными.
- Однако не ждите, что их пригласят домой. Независимо от того, куда вас пригласили, явиться раньше времени будет абсолютной бестактностью. Для китайцев это признак слабости и свидетельство потери лица гостем.
- Очень характерной особенностью дружеских встреч в Китае является необходимость произносить тосты. Почти каждое поднятие бокала должно сопровождаться провозглашением короткого тоста или зрительным контактом с другим человеком, с которым вы распиваете алкоголь.
- Следует также помнить, что вы не должны есть все с тарелки, потому что владелец должен добавлять следующую порцию еды каждый раз, когда вы ее опустошаете. Поэтому в Китае нужно оставлять немного еды на тарелке или напитка в стакане; это важные особенности культурных различий в китайском бизнесе.
- Обмениваться подарками. В Китае существует традиция обмена подарками с деловыми партнерами; это важно при ведении бизнеса из-за культурных различий Китая. Однако подарки должны быть символическими, чтобы не вызывать смущения.
- Если у вас нет подарков для всех присутствующих, их вообще не следует дарить.
- Раздавая сувениры, начинайте с самого старшего или высокопоставленного лица и заканчивайте самым низким и неполноценным человеком.
- Подарки нужно дарить обеими руками и быть готовым к тому, что получатель откажется принять подарок. Это часть церемонии, которая возникла из смирения, и ею не следует пренебрегать и повторять снова.
- Готовя подарки, избегайте наборов из четырех предметов (в Китае число 4 считается несчастливым и ассоциируется со смертью). Кроме того, избегайте подарков белого цвета, который является цветом смерти и траура. Но красный, золотой или желтый цвета приветствуются. Не рекомендуется дарить часы китайцам, так как в Китае они ассоциируются с измерением времени, оставшегося до смерти.
Как вы можете видеть, китайская культура может быть нелогичной, неожиданной и противоречивой. Знание этих нюансов поможет вам построить деловые отношения и оставить о себе хорошее мнение.