Когда мы делаем предоплату за услуги или товары, то не всегда внимательно читаем условия сделки.
В договоре может быть указано, что в случае чего деньги не вернут. Всегда ли законны такие пункты?
Вот простые примеры.
Задаток отдаётся другой стороне сделки (например, продавцу) в счёт оплаты по договору. Если покупатель откажется заключить договор и купить товар, задаток останется у продавца. Если продавец откажется от продажи, должен будет вернуть покупателю задаток в два раза большей суммы (ст. 380, 381 ГК РФ).
В сделках ИП и юрлиц с физлицами запрещено использовать задаток, по этому парикмахерские, компании по ремонту, организаторы праздников не могут использовать задаток в сделках с физлицами (ст. 16 Закона о защите потребителей).
Но когда договор заключён между ИП или юрлицами, можно отдельно прописать условие о задатке или брони, которая не возвращается, если клиент поздно отменил заказ.
Например, формулировка может быть такой:
«В случае одностороннего отказа от договора заказчиком менее чем за 15 дней до даты оказания услуг клининга, внесённая заказчиком предоплата в сумме 5 000 рублей будет считаться внесённой на счёт исполнителя в качестве задатка и не подлежит возврату заказчику в соответствии со ст. 381 ГК РФ».
Для того, чтобы предоплата стала задатком, об этом нужно прямо написать в договоре. Во всех остальных случаях любая предоплата считается авансом. Аванс должен быть возвращён, если услуга не выполнена.
Любые условия договора о том, что «предоплата не возвращается», незаконны.
Единственный приемлемый вариант, когда исполнитель может оставить аванс у себя — это зачесть его в счёт убытков.
Например, формулировка может быть такая:
«В случае отказа заказчика от договора, полученные от него денежные средства остаются у исполнителя в качестве штрафа и компенсации расходов на оказание услуги».
У вас бывали случаи, когда кто-то не возвращал предоплату?