Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — была основана 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В момент создания была достаточно бессмысленной, как G20 и множество подобных объединений.
Первоначальные цели при создании:
- сохранение территориальной целостности,
- борьба с экстремизмом и терроризмом,
- развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.
Основная деятельность изначально сводилась к принятию бесконечных декларативных меморандумов, можно сказать, лишённых практических задач и смыслов.
Но, постепенно акцент стал смещаться в сторону экономики. И, в первую очередь, Китай, что вполне очевидно, активно использовал ШОС, как рынок сбыта.
Однако, все резко изменилось в 2022 году, в свете геополитических трансформаций и накала в отношениях с коллективным Западом.
ШОС вдруг стал сосредоточением и агрегатором альтернативных центров сил. Именно с использованием, в том числе, и ШОС, вероятно, будет производиться разделение мира на два полюса: мир, который под США и мир, в котором в приоритете суверенные интересы.
С миром «под США» (так называемый, коллективный запад) все уже давно понятно: есть единственный центр —США, и примкнувшие страны—сателлиты, национальных интересы которые давятся в пользу сюзерена.
Второй мир вероятно будет выстраиваться на принципе возможного баланса интересов (по крайней мере, декларироваться это будет именно так и это будет выполняться на столько, на сколько это в принципе возможно).
Понятно, что абсолютный баланс интересов — это некая утопия. В политике равенства не бывает и сильный так или иначе подчиняет слабого (или берет под опеку, так звучит нежнее, а сути не меняет). Но, наличие альтернативного центра силы — это в любом случае уже про выбор.
Кто будет замыкать на себе центр силы, то есть быть тем сильным?
Возможно тот, кто сильнее экономически, т.е. Китай? Но, Россия уже ведущий игрок этой перестройки мирового порядка в сторону многополярности и основная ударная сила против устойчивости коллективного Запада.
Пока Китай имитирует многовекторность и «дружит» со всеми. Но, всем понятно, что у Китая друзей нет.
И что говорить, Китай боится санкций, и все понимают, что Китай их боится.
Поэтому, полноценным стратегическим союзником России, Китай не станет, но «быть друг другу полезными» Россия и Китай будут. И строительство «Силы Сибири -2» тому доказательство.
Пока Китай небольшими темпами, но снижает долю вложений в трежерис США (долговые обязательства). Это видно по финансовым сводкам TIC.
Вначале, цикл сокращения произошёл ещё в 2021 году. С мая по август 2021 года доля Китая в трежерис сократилась с 17,2% до 15,7% . С апреля по июнь 2022 года доля Китая снова снизилась с 15,7 % до 14,77%.
За июль 2022 года Китай снизил долю совсем незначительно- до 14,6%.
За август данных пока нет, но именно там основная интрига. Визит Пелоси в Тайвань был в начале августа, а затем последовали «грозные китайские предупреждения».
Но, к слову Китай в начале 2011 года владел 27% трежерис в структуре всех иностранных держателей. И речь о триллионах. Поэтому, медленно, но верно.
С точки зрения финансов (исходя из анализа структуры в трежерис), основные стратегические партнеры США – это Европа, Великобритания, Австралия и Канада, офшоры под США.
В это время к двум десяткам стран ШОС готовы примкнуть ещё пять: Египет, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн и Мальдивские острова, а Иран уже подписал меморандум о вступлении.
На последнем саммите в Самарканде Россия подписала более 40 документов. А в Самаркандской декларации, итоговом документе встречи, закреплена идея о расчете в нацвалютах и необходимости развития логистических цепочек поставок товаров.
Есть мнение о том, что ШОС — это новая гегемония, но на этот раз Китая. Но, есть одно весомый аргумент— Россия рамках ШОС (и за рамками ШОС) уже имеет важного стратегического партнёра—это Иран. По отдельности Россия и Иран пока уступают Китаю, а вот совместно — не уступают.