Продолжим тему регуляторов. Задачи, которые им приходится решать, что очевидно, соответствуют рынкам, на котором они работают. Турецкий надзор грозит пальцем жуликам от страхования, пытающимся саботировать местное ОСАГО (см прошлый пост), ну так в Турции и проникновение страхования составляет позорные 1,3%, и даже этот рынок сокращается. В странах с более серьёзным отношением к страхованию надзоры решают и более серьёзные проблемы.
Страховщики должны активно участвовать в управлении рисками, если они хотят обеспечить страховую защиту, необходимую экономике и обществу в целом, заявил управляющий Резервного банка Южной Африки (SARB) г-н Лесетжа Кганьяго. Для этого, по мнению регулятора, необходимо развитие риск-менеджмента, а также коллективные усилия по снижению уровня риска.
Г-н Кганьяго также сказал, что за последние годы страховому сектору пришлось столкнуться с серьёзными глобальными рисками, включая беспрецедентную пандемию COVID-19, беспорядки в июле 2021 года и разрушительные наводнения. Воздействие пандемии означало значительное увеличение количества претензий, которые не были связаны с физическим ущербом. С точки зрения страхования «нежизни», это было большой проблемой, которая привела к неопределенности в сфере регулирования.
«В связи с различными юридическими интерпретациями условий полисов страхования от перерыва в производстве, правовую определенность должны были обеспечить южноафриканские суды. Не будет преувеличением назвать это большой ошибкой в управлении страховыми рисками, которая имела тяжёлые репутационные последствия для сектора страхования, не связанного со страхованием жизни», — сказал Кганьяго.
Небольшое количество рисковых страховщиков, не дожидаясь решений судов, создали правовую определённость собственными усилиями и осуществили предварительные выплаты по BI для поддержки проблемных секторов.
Южноафриканский регулятор предложил извлечь из этого опыта уроки и предпринять некоторые действия, включая:
- развитие инициатив по просвещению потребителей, в которых четко прописано, что покрывается и что исключается страховым полисом
- разработку четких предложений по устранению пробелов в страховании и защите от рисков, не только в рамках сектора, но и в партнерстве с правительством
- разработку новых страховых продуктов и решений, учитывающих меняющийся рисковый ландшафт.
Хорошо, что тот факт, что для современного рискового ландшафта уже не хватает существующего покрытия и набора страховых инструментов, стал предметом интереса и даже активных действий со стороны регуляторов. Особенно это важно в связи с переходом иншуртех-рынка в фазу коррекции и консолидации, что сократит приток новых продуктов и решений с этой стороны, но не снизит потребность страхователей в них. Соответственно, у ветеранов рынка может наступить успокоение из-за снижения конкурентного давления, и работы по переходу на новую модель страхования будут или приторможены, или вовсе остановлены. Единственный, кто может и должен поддержать динамику процесса инноваций – это как раз регулятор, видящий картину рынка в целом и заинтересованный в закрытии максимального количества дыр в покрытии.