В последние месяцы Индонезия приняла множество законов для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и стимулирования экономики. Среди изменений — послабления в правилах, регулирующих прямые иностранные инвестиции (FDI). Мы смотрим на новые возможности для иностранных инвесторов и выделяем мелкий шрифт.
Сводный закон о создании рабочих мест был принят президентом Индонезии в ноябре 2020 года и внес существенный пересмотр в Закон об инвестициях 2007 года (см. UNCTAD). В дополнение к этому Индонезия ввела в действие новый регламент, вступивший в силу 4 марта 2021 года, касающийся прямых иностранных инвестиций и направлений деятельности, который в просторечии назывался «Новый список или Положительный инвестиционный список», заменив так называемый «Негативный список».
Содержимое
Отрасли промышленности, допускающие 100% FDI
Некоторые секторы были открыты для увеличения объема FDI:
- Сектор оптовой торговли/распределения вновь открыт для 100 % иностранной собственности (ограничено 33 % в 2014 году и 67 % в 2016 году).
- Фармацевтика становится «приоритетным» сектором, и разрешено 100% иностранное владение (ранее 85%), чтобы стимулировать местное фармацевтическое производство и снизить зависимость от импортных лекарств.
- Электронная коммерция открыта для 100% иностранного капитала, а требование об инвестициях в размере 100 млрд индонезийских рупий было снято.
- Независимые электростанции (НЭС) могут находиться на 100 % в иностранной собственности независимо от генерирующей мощности.
- Сектор плантаций теперь на 100 % открыт для иностранной собственности
- Производители овощей, фруктов и семян (на которые распространяется действие Закона о садоводстве) теперь на 100% открыты для FDI, по сравнению с 30 % ранее.
- Специализированные медицинские клиники (klinik utama), предоставляющие такие услуги, как стоматологические, сестринские и реабилитационные, открыты для 100 процентного иностранного владения. Обратите внимание, что это не распространяется на клинику пратама (общие медицинские клиники, базовые медицинские учреждения и частные родильные дома), которые не открыты для любых FDI.
Дополнительные стимулы для поощрения FDI
В качестве еще одного шага к привлечению большего количества FDI в Индонезию Новый список определяет 245 секторов бизнеса как «приоритетные» и предоставляет фискальные стимулы, такие как налоговые льготы.
Нефискальные стимулы для поощрения FDI включают послабления в иммиграционном законодательстве для иностранного персонала и то, что было описано как «более справедливый» трудовой режим, когда речь идет о найме и увольнении (д-р Майкл Гутама, The Straits Times, 8 марта 2021 г.).
В целом была предпринята попытка сократить «бюрократическую волокиту», чтобы предприятия могли действовать быстрее и эффективнее. Таким образом, Сводной закон также требует пересмотра процедур, например, в отношении лицензирования бизнеса.
Причины осторожности
Смягченные правила, разрешающие 100% иностранное владение, распространяются не на все предприятия. Есть:
- 46 видов коммерческой деятельности, к которым может применяться одно или несколько из следующих условий:
- FDI подлежат максимальному лимиту на долю иностранного капитала
- FDI требуют специального разрешения от соответствующего министерства
- FDI «с нуля» ограничены конкретными провинциями
- 100% зарезервировано для внутренних инвесторов
- Шесть сфер бизнеса, полностью запрещенных для FDI (например, казино, промысел рыбы и т. д.)
- 51 вид деятельности зарезервирован для кооперативов и SME
- 38 секторов, открытых для FDI в партнерстве с кооперативами и SME
- Инвестиционные требования для финансового сектора не подпадают под Позитивный список и подпадают под действие отраслевых правил, применимых к финансовому сектору.
Хотя Сводный закон о создании рабочих мест действительно направлен на поощрение увеличения FDI в Индонезии, важно отметить, что по-прежнему существуют значительные ограничения в отношении того, как работают FDI. FDI в большинстве случаев должны осуществляться через индонезийскую компанию с ограниченной ответственностью (perseroan terbatas PT) и применяются только к крупным предприятиям, как это определено Законом № 20 о микро-, малых и средних предприятиях (2008 г.), который требует минимальных инвестиций в размере 10 млрд индонезийских рупий и оплаченный капитал в размере 2,5 млрд, хотя есть исключения.
Навигация по FDI в Индонезии
Инициативы правительства Индонезии по содействию и поощрению увеличения FDI должны приветствоваться иностранными инвесторами, особенно MNC. Эти шаги, безусловно, повышают привлекательность выхода на индонезийский рынок. Тем не менее, правила и бюрократия все еще могут быть минным полем, по которому можно ориентироваться без экспертного руководства. Определенности больше, но понимание всех переменных часто требует специальных знаний.