Исторической родиной облигаций военного займа является Британская империя.
Затем новое развитие на финансовых рынках военные облигации получили во время Гражданской войны в США. Причём, в то время обе стороны Гражданской войны (южане и северяне) привлекали таким образом финансирование.
В нашей стране военные облигационные займы были в Первую мировую, до Великой отечественной войны (для укрепления обороны) и в период ВОВ.
Например, за годы ВОВ СССР разместил военные облигации на общую сумму более 80 млрд рублей, а удельный вес средств от военных облигаций в доходах бюджета в годы войны составил около 10%.
Появляться ли облигаций военного займа в наши дни?
Правительство бюджет недавно сверстало.
Ближайшие три года заложен дефицит:
- 2023 год —дефицит около 3 трлн рублей (2% ВВП),
- 2024 год — дефицит 1,4% ВВП,
- 2025-й — дефицит 0,7% ВВП.
«Доходы бюджета следующего года оцениваем в сумму около 26 трлн руб., в ней уже учтены предложения по дополнительным доходам, которые были проработаны в соответствии с поручением главы государства. Расходы около 29 трлн руб., соответственно дефицит бюджета составит 2% ВВП, или 3 трлн руб.»,— сказал премьер-министр.
Насчёт источника покрытия дефицита Правительство позицию так же высказало— это внутренние заимствования.
В планах Правительства повышение вывозных пошлин и ставки налога на добычу полезных ископаемых— это обеспечит примерно 1,4 трлн рублей в бюджете. Более 3 трлн руб. в 2023–2025 годах планируется получить за счет повышения пошлины на газ и на нефть и продления скорректированного демпфера на бензин.
Другими словами, увеличивается налоговая нагрузка на экспортёров и добывающую отрасль.
Учтено ли в расчёте снижение потребления энергоресурсов по причине глобальной рецессии —не известно. Но, в любом случае, даже с учетом планового повышения налоговой нагрузки — бюджет уже с дефицитом.
И если в условиях стабильности 2% от ВВП- это не заметно, то сейчас 2% могут во-первых вырасти в несколько раз, так как условия меняются регулярно, а во-вторых, рынок займов активным вряд ли будет. Уже писала об этом здесь.
Поэтому, растущий дефицит и снижение доходной части бюджета могут вынудить правительство выпускать не просто облигации, а именно «военные» облигации, предполагающие добровольно-обязательный порядок выкупа.
По сути, это своего рода косвенный налог. Например, с каждой заработной платы появится обязанность «добровольно» купить облигации на определенную сумму.
Возможен и второй вариант- это прямая целевая монетизация госдолга. И здесь есть нюансы. Если это обычная денежная эмиссия, то возможен разгон инфляции и ЦБ против таких мер.
Но, если это проектная эмиссия, то разгона инфляции не случится. Но, такая схема сложнее, так как это изменение структуры экономики на двухконтурную модель. Об этом писала — здесь.
На мой взгляд, второй вариант гораздо предпочтительнее тем, что полностью исключает коррупцию и обеспечивает целевое расходование средств по назначению.
В условиях мобилизационной экономики такой вариант вписался бы лучше и по другим соображениям. Есть риск разгона инфляции по причине снижения предложения, так как на фоне падения потребительской активности и неопределённости рано или поздно предложение тоже упадёт. То есть реальные доходы населения могут снизится по причине инфляции.
Дополнительная нагрузка в виде приобретения облигаций или увеличения налоговой нагрузки идёт вразрез с целью государства о повышении благосостояния народа.
Поэтому, кажется, что проектная эмиссия — идеальный вариант. Но, есть и существенные препятствия для ее реализации.
Либеральная экономика и либеральные экономисты, которые связаны стандартами МВФ очень далеки от таких моделей. Тем более, что и опыт реализации проектной эмиссии был при Сталине и разработан сталинскими экономистами.
Либо такая модель внедрена не будет, несмотря на то, что ее активно лоббирует Общественная палата, либо будут какие-то кадровые и системные изменения.
На сегодняшний день нет специального органа, который бы мог координировать такую проектную эмиссию.
Во всяком случае такие процессы быстро не происходят, поэтому по мере исполнения бюджета в 2023 году можно предполагать рост налогов и сборов, как в отношении бизнеса, так и на населения; решения о невыплате дивидендов теми компаниями, где велика доля государства и появление различных облигаций, в том числе и целевых (включая военные).
Многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) перешли на трехсменную работу. Расходы растут и будут расти долго.
В 2016 году президент Владимир Путин поручал предприятиям ОПК увеличить долю гражданской продукции к 2025 году до 30%, а к 2030-му — до 50%.
В 2018 году на военных совещаниях в Сочи с руководством Министерства обороны и предприятий ОПК Президент подчеркивал, что объем гособоронзаказа будет сокращаться после 2020 года.
2022 год планы кардинально изменил и теперь факт отнесения предприятий к ОПК— это своего рода гарантия стабильной работы (наличие брони).
Таким образом, понятно, что те расходы, которые государство несёт сейчас являются внеплановыми. Перерасход по ряду статей может возникнуть уже в этом году. Поэтому, вероятно, дефицитом в 3 млрд рублей бюджет 2023 не ограничится, а значит появятся различные облигации, в том числе и военные.