Интернет-сайт сложный комплексный объект интеллектуальной собственности, скрывающий в себе множество подводных камней, которые без должного к ним внимания могут стать впоследствии камнями преткновения для вашей деятельности.
Разберем сегодня основные из них.
Камень № 1
Права на сам сайт, принадлежат ли они вам или так и остались у разработчика
Был ли у вас заключен договор с разработчиком сайта и прописан ли в нем переход исключительного права на сайт к вам?
Интернет-сайт является результатом интеллектуальной деятельности его разработчика и охраняется законодательством об авторских правах.
Поэтому в договоре нужно прописать:
- переход исключительных прав на сам сайт, его дизайн, программный код
- право заказчика на последующее внесение изменений (на случай, если необходимо будет что-то поменять, силами других лиц)
- если вы не хотите указывать имя разработчика, прописать его согласие на анонимное использование сайта
❗️Помните, без письменной передачи исключительного права, юридически права на сайт вам не принадлежат.
Камень № 2
Права на контент на сайте, принадлежат ли они вам
Любой сайт — это симбиоз текстов, фотографий, иногда графики и видео-материалов. Вспомните, кто писал для вашего сайта тексты, откуда взяты фотографии. Если тексты ваши, а фотографии сделаны вами, да и весь контент на сайте – результат вашей интеллектуальной деятельности, то все в порядке.
Другое дело, если тексты писал копирайтер, а фотографии не ваши. Получили ли вы исключительные права на тексты и фотографии? Если фотографии взяты со стоков, то разрешено ли лицензионным соглашением данного стока использовать фотографии в коммерческой деятельности?
❗️ Помните, если вы незаконно используете чужие фотографии, тексты, видео, правообладатель может в любой момент предъявить вам претензию на сумму от 10 тыс. до 5 млн.руб.
Камень № 3
Доменное имя и товарный знак
В идеале ваше доменное имя лучше зарегистрировать в качестве товарного знака, ну или на крайний случай оно должно соответствовать вашему фирменному наименованию (названию юр.лица).
Выбирая доменное имя, необходимо проверить, не зарегистрировано ли оно в качестве чужого товарного знака. Так как впоследствии его владелец может предъявить вам претензию о нарушении исключительного права на товарный знак. И вы потеряете не только доменное имя, но и вынуждены будете заплатить солидную компенсацию.
Также используемый вами на сайте логотип не лишним будет проверить в базе товарных знаков, возможно, он тождественен или сходен до степени смешения с чьим-то товарным знаком.
❗️ Помните, чем раньше вы зарегистрируете свой товарный знак, тем большее количество рисков вы исключите в своей деятельности.
Камень № 4
Законодательство о рекламе
Ваш сайт, на котором размещена информация о вас и ваших услугах, как ни крути, является рекламой и должен соответствовать закону о рекламе.
Подробнее о требованиях этого законодательства можно прочитать в этом посте.
Камень № 5
Законодательство о персональных данных.
Если на вашем сайте есть форма обратной связи и пользователь вводит свои ФИО, телефон, адрес электронной почты, то на сайте обязательна к размещению Политика в отношении обработки персональных данных, а также согласие на их обработку (галочку о согласии должен проставлять сам пользователь).
Хотите направлять рекламные рассылки? Тогда обязательно возьмите на это отдельное согласие пользователя, причем оно должно быть незавуалированным под «получение полезной информации», а конкретно указывать, что направляться будут рассылки рекламного характера.
Используете на сайте файлы cookies обязательно предупредите об этом пользователей сайта.
Камень № 6
Законодательство о защите прав потребителей
Если на сайте вы продаете свои товары и услуги, то обязательно должны указать информацию о себе:
- для юр.лица: фирменное наименование, место нахождения (адрес), режим работы, ОГРН
- для ИП: ФИО, ОГРНИП, место нахождения (адрес), режим работы
- для самозанятых: ФИО, информация о регистрации в качестве самозанятого, место нахождения (адрес), режим работы.
Кроме того, для оптимизации процесса продажи услуг на сайте лучше разместить:
- публичную оферту – для товаров, услуг
- лицензионный договор – для некоторых инфопродуктов (например, вебинаров, чек-листов, гайдов)
Интернет-сайт мощное средство маркетинга и продвижения вас, как специалиста, или продаваемых вами товаров, но без должного внимания к его деталям, может представлять риски для вашего бизнеса.
❓Остались вопросы, пишите, будем разбираться вместе.