В погоне за привлечением внимания потребителя важно не увлекаться и помнить, что не все придуманные вами обозначения могут быть впоследствии зарегистрированы в качестве товарного знака.
Есть ряд ограничений, о которых мы и поговорим сегодня.
Начнем с самых однозначных.
Мораль и нравственность
Не зарегистрируют в качестве товарного знака обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Например, Роспатент не дал зарегистрировать ресторану японской еды товарный знак «Ёбидоёби» и с данным отказом согласился суд. Предприниматель вышел из ситуации, сделав международную регистрацию данного знака, и регистрацию изобразительного элемента, сейчас пытается зарегистрировать это сочетание в английской литерации.
Введение потребителя в заблуждение
Все, что способно ввести в заблуждение потребителя относительно свойств товара, его происхождения, качества, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Например, Роспатент не дал зарегистрировать товарный знак «Огненная вода», так как посчитал, что такое название алкогольных напитков будет вводить потребителя в заблуждение, указывая на конкретный – водку. Для других напитков такое обозначение будет ложным. Суд поддержал Роспатент.
Судебная практика показывает, что эти два основания для отказа в регистрации в суде сложно оспорить, как правило, он встает на сторону Роспатента.
Следующие основания для отказа не железобетонные и зависят от обстоятельств регистрации.
Нельзя регистрировать в качестве товарных знаков:
слова, указывающие на вид деятельности
Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «аптека» и запретить другим аптеками так называться. Вместе с тем, слово «аптека» может быть включено в товарный знак в качестве неохраняемого элемента,
если оно не занимает доминирующего положения.
слова, указывающие на вид товара
Например, «молоко» нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака для молока. Но вполне себе можно для детского развивающего центра или бренда украшений.
слова, характеризующие товар
**Например, «**шоколадный» нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака для конфет, а вот для услуг соляриев, почему бы и нет.
слова, имеющие хвалебный характер применительно к товару и услуге
Например, лучший чай, самый вкусный торт. Товарный знак, в который включены эти слова, может быть зарегистрирован, но они будут неохраняемые. Так, зарегистрирован товарный знак «Лучший сыр России», но в нем все слова неохраняемые, охраняется только изображение кубка.
слова, указывающие на назначение товара/услуги
Например, отдельно словосочетание «детское мыло» зарегистрировать будет нельзя, а вот в составе комбинированного товарного знака (изображение+слова), можно. Но, сочетание «детское мыло» не должно занимать доминирующего положения и в этом случае будет неохраняемым.
слова, указывающие на место производства, географические указания, наименования мест происхождения товара
Например, сыр «фета» нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака, так как это защищенное правом ЕС указание на географическое происхождение сыра, оно зарегистрировано в Реестре наименований места происхождения товара.
общепринятые символы (@ $ &)
Их тоже нельзя защищать в качестве товарных знаков и, тем самым, исключать из оборота. Если данные символы входят в состав вашего товарного знака и не занимают доминирующего положения, то они будут неохраняемые.
аббревиатуры, отдельные буквы, сочетания букв
Главный принцип в регистрации товарного знака – обозначение должно обладать различительной способностью.
Поэтому, для того чтобы зарегистрировать сочетание букв, нужно доказать Роспатенту, что они приобрели различительную способность, как, например, «BMW», «ПСБ», а не просто представляют собой никому не известные буквы, монополию на которые, как вы понимаете, устанавливать нельзя.
Ну и последняя группа оснований для отказа, которые преодолимы при наличии на то соответствующего согласия.
Не зарегистрируют обозначения, включающие в себя:
- гос.символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки), символику международных организаций, знаки отличия (клейма, печати, награды)
Данные элементы можно включить в товарный знак в качестве неохраняемого элемента,
если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
- памятники природы, архитектуры, искусства, объекты культурного наследия, если нет соответствующего согласия собственника
- названия произведений, персонажей, цитаты, фрагменты произведений, если нет согласия правообладателя
- имя, псевдоним, портрет или факсимиле известного в РФ лица, если нет согласия этого лица или его наследника
Ну и на закуску, безусловно, не зарегистрируют ваш товарный знак, если он тождественен (одинаков) или сходен до степени смешения (похож) в отношении однородных товаров и услуг:
- с уже зарегистрированным на территории РФ товарным знаком другого лица
- с охраняемым на территории РФ международным товарным знаком другого лица
- с поданным на регистрацию, но еще не зарегистрированным товарным знаком другого лица
❗️Препятствие по этим трем критериям можно преодолеть, если получить у правообладателя согласие на регистрацию при условии, если такая регистрация не будет вводить потребителя в заблуждение.
Если вы дочитали до конца и не сошли с ума, Вы уже большой молодец! ?
Видите, сколько нюансов скрывает в себе товарный знак.
Все их важно учитывать при разработке обозначения, поэтому я всем дизайнерам/неймерам/бренд-маркетологам крайне рекомендую сотрудничать с юристом и проверять вашу задумку до ее передачи клиенту.
Разработка охраноспособного обозначения и последующая его регистрация в качестве товарного знака это большая работа, в которой один мелкий нюанс может разрушить самую великолепную бренд-стратегию.
❓Если у вас есть вопросы, что-то не понятно, пишите, будем дальше разбираться вместе
Тема сложная, но разработчикам логотипов важно и нужно это знать.