Если вы имеете опыт неоднократного запуска новых бизнесов, то вы знаете ответ — создать минимально работающую систему. То самое MVP или минимально жизнеспособный продукт.
И уже на основе первой обратной связи от клиентов дорабатывать продукт и растить бизнес.
Почему так?
Потому что любой бизнес — это сложная система, состоящая из разных элементов (сотрудники, клиенты, рынок, внешняя среда и т.д.), между которыми существует множество взаимосвязей. И на начальном этапе просто невозможно учесть все эти взаимосвязи.
Наш мир полон непредсказуемостей и неопределенности. А следовательно, мы по определению не можем учесть все эти моменты при разработке сложной бизнес-системы.
Любой бизнес должен пройти проверку реальным рынком и тот самый естественный отбор, присущий нашей среде. И в процессе прохождения этих этапов бизнес, начавшись с простой системы, становится более устойчивым и сложным, в нем появляется множество новых взаимосвязей.
Всё это замечательно описывается законом Галла применительно к работе бизнеса: любая работающая сложная система развивается на базе работающей простой системы.
Приведу пару примеров из своего опыта.
? Когда я много лет назад запускал школу танцев ?, я начал не с того, что вложил огромные средства в аренду и ремонт помещения, без гарантии того, что эти средства отобьются.
А я начал с того, что организовал расклейку объявлений на подъездах по всем ближайшим спальным районам, где я рассматривал открытие школы танцев, с приглашением на занятия различными видами танцев.
Так я получил достаточное количество откликов от потенциальных клиентов, которые подтвердили свое желание заниматься танцами и готовность платить за это. И только после этого я приступил к заключению договора аренды и ремонту помещений для школы, параллельно с этим организовав занятия в арендованном зале фитнес-клуба.
? Когда я запускал ремонтно-строительную компанию, я также не вкладывал огромные средства в оборудование, технику, офис и т.д. Сначала я создал сайт, на котором описал основные услуги, которые планировал оказывать клиентам. И запустил на него контекстную рекламу.
И только когда ко мне стали приходить отклики с рекламы, мы стали выезжать на объекты, вести переговоры с потенциальными клиентами и дело подходило к заключению договора об оказании услуг, только после этого я занялся подбором полноценного офиса для своей компании и вопросами по его обустройству.
☝ Так работает закон создания сложных бизнес-систем.
P.S. Конечно, если вы открываете очередной филиал своей компании, то данный закон действует существенно меньше — достаточно учесть только специфику рынка в новом для вас регионе.