IDF Summit, о котором я начал рассказывать вчера, опубликовал исследование о развитии страхования на развивающихся рынках. На основе анализа правовой, регулятивной и в более широком смысле государственной политики на 14 развивающихся страховых рынках с совокупной премией в 332 млрд. долл. авторы отчёта установили, что общий на развитие страхового рынка влияет один и тот же набор факторов. К ним относятся: достаточная ли политическая приоритетность страхования, уровень финансовой (в том числе страховой) грамотности, эффективность и результативность страхового регулирования и надзора, осведомленность о рисках и недостаток доверия среди клиентов.
Исследование выделило три группы условий, необходимых для развития страховых рынков, в том числе:
Со стороны предложения:
Доступ к рынкам
Наличие капитала и склонность к риску
Опыт андеррайтинга
Эффективные и соответствующие рынку каналы продаж
Со стороны спроса:
Доступность
Продукты, отвечающие потребностям потребителей
Ясность в отношении преимуществ продукта
Финансовая (в том числе страховая) грамотность заинтересованных сторон
Установление доверия
В части политики и нормативно-правовой среды:
Благоприятная нормативно-правовая база страхования и государственная политика
Верховенство закона
Признание и понимание вклада страхования в жизнь общества на политическом уровне
Если проставить по каждому из перечисленных пунктов оценки хотя бы на уровне «хорошо – посредственно – плохо», то из приведённых 12 пунктов российский рынок набирает «плохо» по 8, в т.ч. по всем 5 в разделе «Спрос», а по остальным – «посредственно». И, что ещё более печально, я не вижу, чтобы эти темы были в фокусе политики регулятора или являлись ключевыми элементами стратегии страхового сообщества или отдельных страховщиков.
В частности, кто из капитанов индустрии всерьёз озабочен потребительской ценностью продуктов, в т.ч. её донесением до страхователей, их доступностью и повышением доверия к рынку? Какие действия предпринимаются для того, чтобы улучшить какие-то из этих показателей? А как может развиваться рынок в отсутствие спроса?
Предложенный IDF набор показателей может стать хорошей основой для стратегии развития страхования. Разумеется, под каждый из них необходимо подвести методологию, позволяющую дать максимально объективную количественную оценку, а также обеспечить объективный контроль за динамикой этих показателей. Рынки стран, рассмотренных в отчёте (например, Индонезия, Таиланд, Мексика, Бразилия, Вьетнам) сопоставимы с нашим по размерам, а сами страны – по численности населения, география исследования достаточно обширна (Азия, Африка, Латинская и Южная Америка), так что сделанные выводы и рекомендации можно признать достаточно универсальными. Дело за желанием им следовать.