Ещё одно доказательство того факта, что мир страхования един, а его законы – универсальны в любой точке земного шара, состоит в том, что и страховые регуляторы в разных частях света решают одни и те же задачи. Рассмотрим для начала ситуацию с обязательным страхованием ответственности автовладельцев в Турции.
Председатель Агентства по регулированию и надзору в сфере страхования и частных пенсий (SEDDK) Турции встретился с руководством 26 страховых компаний в попытке решить проблемы, возникшие в последнее время в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (так называемое «дорожное страхование»).
25 июля SEDDK в своем циркуляре сообщил, что в последние недели автостраховщики применяют ограничительную практику, отказывая клиентам в возможности оплаты полисов обязательного страхования дорожного движения наиболее популярными способами. Собственно, проблема возникла, как положено, из финансовых показателей.
Согласно финансовым отчетам 27 компаний, имеющих лицензии на обязательное страхование дорожного движения (здесь нет ошибки, просто представители одной компании на встречу с регулятором не пришли), по состоянию на 31 марта 2022 года их общий сбор премий увеличился на 61,3% по сравнению с предыдущим годом и достиг 7,8 млрд. турецких лир. Коэффициент убыточности брутто, составлявший в первом квартале 2021 года 98,1%, в первом квартале 2022 года составил 162,7%, а нетто-коэффициент убыточности — 188,2%. В этот период был зафиксирован технический убыток на сумму около 2,5 млрд. лир. Общий объем технических убытков достиг примерно 3,3 млрд. лир, а комбинированный коэффициент-нетто составил 214 процентов. Таким образом, компании платят 214 лир по страхованию, где они получают премию в 100 лир. Однако, поскольку это обязательный вид, у них нет возможностей для сокращения количества продаваемых полисов (вот наивные, да?). Компании ищут способы сократить предложение другими способами. Самый распространенный метод — затруднить сбор платежей. Некоторые компании не принимают оплату по кредитным картам или даже по EFT. Говорят даже, что есть компании, которые хотят получить платеж от банка, у которого нет филиала в соответствующем регионе. (Прошу не считать написанное выше подсказкой или, тем более, рекомендацией для применения на практике).
Регулятор заявил, что такой шаг является нарушением добросовестности, добавив, что ограничительная практика будет рассматриваться как «уклонение от обязательного страхования». SEDDK предупредил, что примет все меры в соответствии с Законом о страховании, если страховщики продолжат подобную практику. Кроме того, интересными оказались и причины астрономической убыточности. В пандемию, когда использование личного автотранспорта резко сократилось, агентства, являющиеся подразделениями страховщиков, продавали полисы обязательного страхования за полцены (в буквальном смысле: полис стоимостью 1000 лир отдавали за 500). Так что нынешние судорожные телодвижения имеют мало отношения к реальной проблеме.
Регулятор отметил, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является двусторонним обязательством. Владельцы транспортных средств обязаны иметь страховое покрытие, а страховые компании, имеющие лицензии на автострахование, обязаны выдать страховой полис. И к этому утверждению мне нечего добавить.