В очередном выпуске Sigma аналитики Swiss Re Institute подвели итоги 2021 года для мировой отрасли страхования. Мировой рынок вырос на 9% и достиг объёма в 6,9 трлн. долл. Однако это номинальные цифры, и на них сильное влияние оказывает высокая инфляция, поднимающая убыточность в страховании «нежизни» (в первую очередь, моторном). Ближайшие перспективы отрасли также оцениваются очень осторожно. Рост мирового ВВП в 2022 году прогнозируется в размере 3,0%, в 2023 – 2,6%, что ниже предыдущих прогнозов. В результате рост премии составит всего 6,1%, а с учётом инфляции роста почти что не будет (+0,4%).
Как обычно за последние годы, развивающиеся страховые рынки перегоняют по динамике развитые и являются основными двигателями, толкающими отрасль вперёд. Когда-то показывавший чудеса китайский рынок постепенно восстанавливается от потрясений последних лет, но прогноз его роста не превышает 3,7% на 2022 год и 4,7% — на 2023.
Но главным (во всяком случае, для меня) событием рейтинга стал тот факт, что Иран (судя по всему, это для нас главный референсный рынок) показал прирост премии в 43,7%. Это не какой-то случайный скачок: иранское страхование уже в течение 5 лет с 2015 по 2020 год прибавляло в среднем по 29,1% в год, в т.ч. жизнь росла с темпом 35,1% в год, «нежизнь» — 28,2% в год. Если захотите поговорить об эффекте низкой базы, имейте в виду, что по итогам 2021 года иранский страховой рынок поднялся с 33 сразу на 27 место в мире и стал больше российского на 20% (Россия осталась на 30 позиции), а иранский сектор нежизни занял первое место по абсолютной величине в сегменте развивающихся стран Европы, Ближнего востока и Африки, и превысил российский в 1,5 раза.
По уровню проникновения страховых услуг Иран сравнялся с Болгарией и Венгрией (2,4% ВВП) и занял 54 место (Россия находится на 72 из 88 исследованных стран, имея в соседях Саудовскую Аравию, Турцию и Шри-Ланку).
Это совершенно безнадёжная статистика для тех, кто утверждает, что страхование является пассивным хвостом, который волочится по земле за хромающей экономикой, и не способно на развитие иначе как на дармовые деньги. В общем, не захотели учиться у Запада, теперь будем учиться у Ирана. А там потихоньку и до Африки дойдёт.
Что нужно сделать для того, чтобы начать расти? Причём не абы как, а серьёзными темпами и вдолгую? Что сдерживает ваши компании от того, чтобы показать высокую динамику? Если вам интересны ответы на эти вопросы, и если вы готовы предпринимать на основе этих ответов решительные действия – приходите, разберёмся, найдём, что мешает, определим, что поможет. Либо начинайте учить фарси))