Право на потребительские данные (ППД – Сonsumer Data Right — CDR) основано на принципе, согласно которому потребители имеют «право» видеть и использовать данные, хранящиеся в компаниях о них. В данном случае CDR — это право другой организации, с нашего разрешения, получить доступ к этим данным, чтобы помочь ей предоставить нам продукт или услугу. В настоящее время эта система действует на австралийском рынке в банковском секторе, и ее иногда называют «открытым банковским обслуживанием».
Первыми в мире CDR запустили именно в Австралии. Для банков законодательство уже разработано, следующим на очереди стоит энергетический сектор, а дальше, в 2023 году придёт очередь телекоммуникаций и страхования. CDR работает двумя способами: через держателей данных, а также через аккредитованных получателей данных — другими словами, дающих и получающих данные клиента. У страховщиков могут появиться значительные коммерческие возможности, если они станут получателями данных, но это необязательная часть.
Некоторые крупные потенциальные преимущества открытого банковского обслуживания очевидны. Обычный процесс подачи заявки на ипотеку длителен — бланки заявок могут занимать более 10 страниц, плюс значительная подборка подтверждающих документов и переписка с поставщиком или брокером. Однако если вы дадите потенциальному поставщику разрешение видеть ваши банковские данные напрямую, он сможет оценить ваше финансовое положение, возможно, более точно. Это позволяет быстрее и качественнее оценить кредит.
CDR также должен оказаться полезен небольшим финансовым организациям, которые не могут воспользоваться большим запасом финансовых данных, как крупные банки. Потенциальные возможности применения выходят за рамки кредитных заявок и распространяются на льготное кредитование (например, принятие заявки на тарифный план мобильного телефона), программы лояльности, робо-консультирование, обеспечение соответствия (например, проверка правильности ключевых деталей в заявке на ипотеку) и страховой андеррайтинг.
Таким образом, возникает интересная ситуация. Сборщиками данных о потребителе являются коммерческие компании, заинтересованные в сегментировании клиентской базы, улучшенном скоринге и т.п. Однако конечными собственниками данных, обладающими правом распоряжения ими, признаны потребители, т.е. источники данных. И они могут своим решением обязать хранителей данных предоставить их по запросу любой другой организации, в т.ч. прямому конкуренту нынешнего держателя.
Получается, что любой рыночный игрок, в т.ч. не вложивший силы и средства в построение инфраструктуры сбора данных, может получить их столько же, сколько те, кто основательно потратился. Монополия на данные и торговля ими разрушается. В то же время стимулы для сбора данных о клиентах всё равно сохраняются – тот, кто первым соберёт информацию, будет иметь, как минимум, фору для того, чтобы обработать её и извлечь из данных закономерности и выводы относительно клиентов, которые и представляют собой реальную ценность.
А вы что думаете по поводу таких правил распоряжения персональными данными?