24 февраля произошел первый этап трансформации экономики России: тотальное изменение трендов, направлений, логистики, партнерских отношения, рынка сбыта, условий для бизнеса. Экономика изменилась в одночасье. Но, к удивлению многих, все было перестроено и оптимизировано достаточно быстро и даже наметились положительные тенденции по ряду отраслей.
21 сентября после того, как проснулся Дальний Восток, был запущен второй этап трансформации. Гораздо более существенный и сложный с точки зрения экономики.
Основной посыл экономики сейчас: экспансия государства в большинство отраслей.
Это, конечно, не новый тренд. Увеличение доли участия государства шло постепенно. Об этом я уже писала — здесь.
И если последние лет 10 увеличение доли участия государства было постепенным и поэтапным, то с 21 сентября этот процесс будет происходить существенно быстрее и радикальнее.
О чем это говорит?
В первую очередь, это, разумеется, запуск гособоронзаказа в режиме мобилизации.
И здесь у частного бизнеса, имеющего любые производственные мощности вариантов не так много, точнее два: встраиваться в систему или не встраиваться в систему.
Встраиваться в систему — это значит иметь фактически постоянный и бесперебойный поток заказов и заветную бронь, дающую стабильность на определённый период, но при этом нужно заведомо оценивать и принимать
не высокую плановую рентабельность.
Не встраиваться— это значит, продолжать борьбу за частного потребителя в условиях падающей потребительской активности. А падать активность после 21 сентября продолжит, поэтому борьба за потребителя на рынке ещё усложнится. Ну, и сам по себе факт отсутствия стабильности, тоже задачу несколько усложняет.
Не возможно не учитывать инфраструктурные и политические риски при бизнес-планировании. Текущие условия не дают какого-либо, даже минимального горизонта планирования и возможности адекватно расчитывать рентабельность.
То есть, возвращаюсь с двум вариантам: либо бизнес в системе гособоронзаказа либо «риск- дело благородное», но страховаться придётся диверсификацией.
Как поведёт себя спрос и где будет наибольшее падение — пока даже предположить сложно. Для экономики события последних пары дней — это шок. А в состоянии шока анализировать бессмысленно.
Инвестиции так же любят стабильность или предсказуемость. Поэтому, очевидно, рынок частных инвестиций будет уменьшаться до тех пор, пока не появится определённость.
Горизонт планирования продолжает сжиматься, а это все не на пользу инвестициям. И все те же инфраструктурные и политические риски — основные виновники этого сжатия.
Частная экономика на фоне последних событий в зоне повышенного риска. А это в основном малый и средний бизнес. Крупный бизнес в частной экономике представлен довольно слабо: в основном это, ритейл, банки, бизнес в сфере IT (который остался), фармакология, мобильные операторы и смежные с ними отрасли.
В условиях мобилизационной экономики, инновационному бизнесу (финтех, биотех, инфотех, фудтех и прочие) будет не просто. Или, будут запущены специальные программы реальной поддержки от государства или государство будет наращивать долю участия и в этих отраслях.
Высокий риск деактивации или миграции значительной части мужского населения — это фактор серьёзный. И это объективный фактор, который при инвестиционном и бизнес-планировании так же придётся учитывать.
Задача у государства в плане экономической трансформации сейчас очень сложная —перехват инициативы от частного сектора.
И если в простых (бытовых) сферах, таких как общепит, сфера бытовых услуг, ритейл возможно и будет снижение спроса и кадровые проблемы (в основном в общепите), но в целом, кардинальных изменений не должно быть и вмешательство государства там не требуется, то инновационные и технологические отрасли в зоне риска, начиная от кадрового голода и заканчивая снижением объёмов частных инвестиций. А это основная зона роста экономики в современном мире.
Получится ли у государства заменить частный капитал и частный бизнес в инновационных и технологических отраслях?
Это вопрос сложный и дискуссионный, который требует от государства подготовки и огромной работы: от поиска квалифицированных кадров в секторе госуправления, действительно способных координировать такую работу и продвигать инновации и технологии до вопроса финансов (бюджет — штука ограниченная).
Поэтому, провалы в этих отраслях будут, и как быстро они будут устранены зависит от кадровых расстановок и планирования бюджета и ещё от массы факторов, которые меняются регулярно последнее время.
В мобилизационной экономике в приоритете военная промышленность и вся военная отрасль. Сейчас, после 21 сентября, это, судя по всему, становится основным экономическим трендом. И это очень большие расходы.
Я много пишу о ситуации у западных партнёров. И цель этих публикаций совершенно не демонстрация, как там все плохо, а аналитическая.
Очевидно, что западные страны уже вошли в состояние рецессии, а некоторые в состояние структурного кризиса, даже если сами не всегда это признают.
К чему это ведёт? К падению промышленности, перевозок и прочих отраслей, влияющих на стоимость энергоресурсов. Спрос сжимается —цена подает — снижаются доходы российского бюджета. А зависимость бюджета от нефтегазовых расходов с февраля по сентябрь особо то не снизилась. Да, тенденции были намечены, но, как говорится, резко стало все по-другому.
Падение цен на энергоносители в 2023 году — процесс неизбежный. Так же, как и падение стоимости сырья — вот здесь об этом писала.
Дефицит бюджета, очевидно, будет. Вопрос масштабов этого дефицита.
Сам по себе дефицит — явление обыденное и не опасное, но только в условиях стабильности и предсказуемости, когда можно расчитывать на рынок займов.
Сейчас о стабильности и предсказуемости рассуждать довольно сложно, внешних инвесторов почти нет, а внутренний рынок займов не велик.
Поэтому, можно допустить риск роста налоговой нагрузки. Слишком много задач у бюджета и все серьезные. Возможен и выпуск добровольно-принудительных облигаций. Исторический опыт уже у России есть.
Все это может привести к росту инфляции, с которой ЦБ борется только одним способом, не зависимо от ее причин. Поэтому, либо тактика будет кардинально пересмотрена самим ЦБ, либо координировать всю работу будет какой-то единый мобилизационный орган, что более логично.
Все лето на фоне импульса замещения покинувших российский рынок компаний, происходило постепенное восстановление экономической и инвестиционной активности (в данном случае речь о прямых инвестициях в бизнес), то, что будет сейчас, говорить рано.
Слишком много новых вводных данных, но экономика России имеет огромный опыт восстановления даже в самых критических ситуациях, поэтому и в этот раз не должна подвести, но к изменениям, временным провалам, сложности и рискам лучше готовиться уже сейчас.