Как построить сотрудничество с бухгалтером таким образом, чтобы комфортно было обоим: бухгалтеру и тому, чей бизнес он сопровождает?
1️⃣ Обязательно заключить договор и прописывать все условия «на берегу».
Он должен быть настолько подробным, чтобы после ознакомления с ним единственный вопрос, который мог бы задать клиент, звучал бы «Как быстро мы можем начать работать?»
2️⃣ Платить вовремя и вперёд.
Я работаю по 100%-ной предоплате. Счета выставляю с 1 по 5 число каждого месяца, после 6-го числа начинается 100%-ная скидка: клиент ничего не платит, я ничего не делаю.
3️⃣ Советоваться с бухгалтером, прежде чем сделать что-нибудь, касающееся предпринимательской деятельности. Например:
- перевести с расчётного счёта любую сумму физлицу, которое не является оформленным работником;
- приобрести основное средство, которое сложно будет отнести к бизнесу (к примеру, трактор для точки по продаже шавермы).
Лучше достать бухгалтера странными вопросами до совершения какого-либо действия, чем потом пытаться объяснить их экономический смысл налоговому инспектору. Бухгалтер поймёт и простит, инспектор — вряд ли.
4️⃣ Доверять бухгалтеру.
Очень сложно сопровождать бизнес, к которому нет никакого доступа: ЭЦП не дают, логин и пароль от банков не предоставляют, в личные кабинеты ИП или юр лиц не пускают.
5️⃣ Сдавать своевременно документы.
У бухгалтера есть конкретные сроки сдачи отчётности или уплаты налогов. Не сдал заказчик вовремя документы — бухгалтер не принял их в расходы, и, как следствие — предприниматель заплатил больше в бюджет. Бухгалтер нудит по поводу документов не ради того, чтобы увеличить себе количество работы, а чтобы уменьшить сумму налогов.
6️⃣ Не пытаться загрузить бухгалтера делами, которые не входят в круг его компетенций. Например, настаивать на заполнении путевых листов (это должен делать водитель, механик, в конце концов, руководитель, но не бухгалтер), просить купить/заправить картридж для принтера и т.д.
7️⃣ Не пытаться дружить и звать на корпоративы. Я за то, чтобы отношения были исключительно деловыми. Мне так комфортнее.
8️⃣ Уважать личные границы в обе стороны. Я не звоню клиентам после 18 вечера и в выходные. И пресекаю попытки заказчика решать рабочие вопросы в нерабочее время. Исключения бывают, но они согласовываются.
Сюда же отправка голосовых сообщений в мессенджерах: я так не делаю и прошу заказчика продублировать голосовое сообщение письменным, если вдруг ему приходит в голову что-то мне наговорить.