Любые изменения в бизнес среде требуют не только незамедлительной реакции на них и поиска новых путей взаимодействия, но и регулярной аналитики.
В своих постах и статьях я и мои коллеги, а также партнёры неоднократно упоминали, что текущие изменения не похожи на обычный кризис, поэтому старые приёмы входа из кризиса помогают слабо.
Наша команда проводит аналитику рынка, настроений бизнеса и изменений потребительского поведения на ежедневной основе. Цель аналитики – выработка технологии адаптации к изменениям для развития бизнеса партнеров IGPA Consult в новых условиях.
Ниже делюсь этапами, которые прошли многие предприятия с начала второго квартала текущего года, как отреагировали и что можно сделать ещё.
——-
Эволюционная ловушка
Многолетнее развитие в условиях органического роста привело многие бизнесы в ситуацию, когда условия резко поменялись, а период адаптации ещё не прошел.
Органический рост привел к распространению упрощенных бизнес-моделей, с повышенной выживаемостью, несмотря на простоту. Как пример всем известные компании «купи тут, продай там» за несколько лет полностью заполнившие нишу МСП, не подозревая, что оказались в «эволюционной ловушке».
Ловушка захлопнулась, в этом году, когда поставщики перестали поставлять заказанную продукцию, а некоторые попросту вывезли бизнесы в другие страны без выполнения обязательств по контракту. МСП «купи-продай» уже не простой способ заработка. Но это не единственный пример.
Бизнес-клубы, построенные на иностранных активах, франшизы, работающие в условиях органического роста и другие истории. Бизнес-модели натужно скрипят, с трудом встраиваясь в новый ритм.
———
Эффект неопределенности
оглушил многих, и в первое время предприятия просто нажали кнопку «стоп» в ожидании что будет дальше. Встав на паузу многие до сих пор не пришли в себя, и постепенно откатываются всё дальше на задворки экономики.
И пока собственники пытаются нащупать твердую почву под ногами, сотрудники продолжают получать зарплату стремительно сокращая накопившийся жирок. Часто в такой ситуации стремления собственников и сотрудников расходятся, но вырваться из эволюционной ловушки довольно сложно. Необходимо полностью перекроить мышление и найти новые пути развития.
У нас тут, кстати есть интересный анти-кейс, когда команда одного из партнеров, почуяв ветер перемен дружно сомкнула ряды убедив инициатора, что перемены не нужны, гораздо важнее сохранить «статус кво».
Однако, немногие понимают, что девиз любого бизнеса «двигайся или умри». Чтобы что-то удерживать необходимо продолжать двигаться.
——-
Инвестиционный кризис
В ситуации, когда многие инвестиционные инструменты перестали работать возникла потребность в поиске новых возможностей. Пока большинство претендентов на инвестиции и сами инвесторы двигаются по параллельным орбитам, время от времени ненадолго попадая в поле зрение друг друга.
Инвесторов можно понять — наличие MVP на некотором уровне гарантирует возврат инвестиций. Однако, возвращаясь к первому абзацу – в ситуации этой эволюционной ловушки MVP на всех не хватит.
———
Трансформация рынка
Рынок старательно переориентируется на реальный сектор. В основном в него стремятся предприниматели без достаточных средств на развитие. Пару недель назад я задавала вопрос, как бы вы потратили 100 млн. если бы они у вас были? Ответ «вложил бы в развитие бизнеса» лидирует с большим отрывом от второго по популярности ответа «потратил бы на себя».
Парадокс заключается в том, что при наличии собственных 100 млн. мало кто реально готов вложить их в бизнес.
Многие предприниматели, имеющие хорошую финансовую подушку и возможность вывести средства, постарались вывести активы с целью сохранности. Наибольшую активность в сторону развития производственной отрасли проявляют динамичные МСП, оставшиеся без финансовых активов.
При этом, получив поднадзорные/целевые деньги от инвестора и/или государства, с высокой долей вероятности и успеха смогут начать выпуск продукции так востребованной рынком в условиях санкционного давления.