Собрала для вас основные заблуждения о том, как бизнесу работать с самозанятыми, чтобы не нарваться на неприятности.
Миф №1: Работа с самозанятыми поможет оптимизировать налоги
Считается, что если сотрудников перевести в самозанятых, сократятся выплаты в фонды (а это примерно половина их зарплаты).
Как на самом деле
По закону нельзя работать с самозанятым, который был сотрудником компании в течение двух лет после его увольнения. Причём, это не зависит от сферы работы подрядчика: к примеру, в компании он работал бухгалтером, а теперь занимается ремонтом офисной техники.
Миф №2: Если работать с самозанятым, за него нужно платить взносы в ПФР и ФСС
Поскольку самозанятый не обязан платить эти взносы, расходы лягут на кошелёк их заказчиков — ИП и юрлиц.
Как на самом деле
Заказчик платит самозанятому только стоимость услуги, никаких дополнительных взносов «сверху». Налог с дохода самозанятый уплачивает сам.
Миф №3: Если активно привлекать самозанятых, это вызовет подозрения налоговой
Поскольку режим ещё новый, закон не доработан и в нём полно поводов для проверки ФНС.
Как на самом деле
У налоговой есть чёткие критерии, по которым она отслеживает подозрительные сделки с самозанятыми. Все эти признаки относятся к тем случаям, когда предприниматели вместо найма сотрудников используют самозанятых. Как не попасть в один ряд с подозрительными сделками:
- в договоре должен быть описан результат работы самозанятого, а не процесс
- самозанятый не должен нести материальную ответственность, ходить в корпоративной форме, приходить на работу к определённому времени
- не должно быть одинаковой ежемесячной оплаты (похожей на зарплату)
Об этом у меня есть отдельные посты, ссылка в комментариях.
Как защититься
Лучше составлять оговор, следить за формулировками, которые в нём использованы.
Миф №4: Когда работаешь с самозанятым, можно нарваться на штраф
Нечистые на руку исполнители могут аннулировать чек или сняться с учёта в качестве самозанятого. Захотят сэкономить налог, например.
Или самозанятый достиг лимита в 2,4 миллиона годового дохода — тогда его статус снимается автоматически. Компания-заказчик узнает об этом не сразу, а только когда налоговая доначислит НДФЛ и взносы за такого исполнителя.
Как на самом деле
Такое действительно возможно.
Как защититься
Проверять статус самозанятого перед каждым новым платежом, вписать в договор с ним пункт со штрафом на случай, если он аннулирует чек или лишится своего статуса.
Миф №5: Одну услугу не могут оказывать двое самозанятых
Как на самом деле
Можно нанять несколько самозанятых на одну услугу (например, кейтеринг мероприятия: один делает десерты, другой — закуски). Важно, чтобы с каждым самозанятым был отдельный договор, и между собой у них не было никакого договора о совместной деятельности (что один организует кейтериг, а другой ему помогает).
Миф №6: Самозанятый не может работать по найму и заключать договоры с другими компаниями
Как на самом деле
Законом не запрещено работать в найме и при этом брать заказы в свободное от работы время.
Миф 7. Для работы с самозанятыми нужен отдельный человек, т.к. много рутины с актами и чеками
Как на самом деле
Работу с самозанятыми легко автоматизировать. Достаточно один раз составить грамотный договор и акт оказанных услуг на каждый случай, а потом регулярно отслеживать статус самозанятого (миф №4) и сохранять его чеки.
Слышали что-то из этих мифов?