Средства производства: Характеристика инфраструктуры в районе месторождения ЖД станция Элисенвара является относительно крупной и совершенно незагруженной станцией с развитой системой путей и тупиков (14 рабочих путей и 9 тупиков). На железнодорожной станции есть свободные площадки прирельсовых складов щебня, а также здания и сооружения которые при минимальных затратах могут быть использованы недропользователем, в том числе в качестве административно-бытовых зданий, ремонтных мастерских и т.д.. Ситуация на станции и имеющиеся свободные тупики благоприятны для создания 4 - 5 дополнительных прирельсовых складов, До месторождения протягивается бывшая железнодорожная ветка, с которой сняты рельсы. Этот железнодорожный путь после ремонта позволит многократно увеличить объемы отгрузки щебня потребителям. До месторождения проведена проезжая автомобильная дорога (Месторождение – ж.д.ст.Элисенваара) длиной 7 км. Для карьерного автотранспорта потребуется её расширение или ремонт более короткой лесной, но более прямой дороги на Элисенваару длиной 4 км (расстояние от месторождения до станции по прямой 4 км). Рядом с месторождением проходят 3 ЛЭП - 10 кВ на расстоянии 2 км, 6 кВ – в 1 км и 20 кВ – в 2,5 км от месторождения. На юго-восточной окраине пос. Элисенваара расположена понижающая электроподстанция. На расстоянии 1 км от месторождения расположен действующий карьер песчано-гравийно-галечных смесей, где путём дробления гранитного гравия, гальки и валунов получают гранитный щебень фракций 5-20 и 20-40 мм. Содержание гравия, гальки и валунов в добываемой смеси составляет более 50% объема. На первом этапе (5 – 6 месяцев от нынешней даты) до запуска карьера Гранитный в эксплуатацию инвестору карьера Гранитный было бы целесообразно начать выпуск фракционированного гранитного щебня из валунов, гальки и гравия на соседнем карьере, закупая ПГС по цене 50 – 70 руб./м3 , одновременно с этим формируя технологическую схему, кадровый состав и отлаживая логистическую схему доставки щебня до потребителей. На это отлаживание производства и транспортировки продукции, по имеющемуся опыту, как правило, уходит 3 – 5 месяцев. К этому времени будет запущен в эксплуатацию карьер Гранитный. На первоначальном этапе отгрузка товарной продукции в объемах до 3 - 4 млн.т в год возможна с имеющихся на ж.д.ст.Элисенваара свободных тупиков и прирельсовых складов. Развитое путевое хозяйство на железнодорожной станции Элисенваара позволяет в настоящее время осуществлять отправку составов с товарной продукцией в объеме более 5 - 6 млн.т щебня в год. После восстановления ряда ж.д.тупиков до первоначальной их длины объемы отгрузки могут быть увеличены в 2 раза. В дальнейшем при наличии достаточного финансирования есть возможность отремонтировать собственный железнодорожный тупик, протягивающийся непосредственно до месторождения, используя существующую насыпь бывшей железнодорожной ветки в сторону Госграницы (до пункта международного пропуска «Сювяоро»), и нарастить объемы отгрузки продукции до 8 - 10 млн.т. щебня в год. Возможен вариант вывозки щебня водным транспортом. Кратчайшее расстояние от месторождения до Ладожского озера 16 км (разрушенный причал в пос.Куркиёки), до свободного, неиспользуемого в настоящее время, рабочего причала в пос.Ласанен (залив Найсмери) – 20 км (причал Минобороны РФ), до заливов Кесвалахти и Расинселька – 25 км, до Лумиварского залива (в пос.Лумивара, где расположены причальные сооружения ООО «Рокфор» - продаётся) – 27 км, до причала в г.Лахденпохья – 28 км (причал продаётся). Основные объемы вывозки товарной продукции планируется осуществить как по железной дороге (Москва, Санкт-Петербург и другие регионы), так и автотранспортом (до Санкт-Петербурга–190 км). Данное месторождение гранита является одним из наиболее близких к Санкт-Петербургу и Москве из существующих гранитных месторождений Карелии. На расстоянии 11 км от месторождения проходит новая автомагистраль Сортавала – Санкт-Петербург, позволяющая осуществлять наиболее экономически выгодную транспортировку щебня автотранспортом до Санкт-Петербурга. Оценочные параметры месторождения 1. Предлагаемое к освоению месторождение гранита является наиболее перспективным из имеющихся в настоящее время месторождений как по своему расположению, так и по качеству и количеству запасов гранита. 2. В ходе геологоразведочных работ определён общий контур запасов (87га) и контур будущего карьера первой очереди (около 35 га). Гранитный массив прослеживается за пределы лицензионной площади, что позволяет, при необходимости, в 4 – 10 раз нарастить запасы (в 2 – 4 раза нарастить запасы по площади и в 2 – 3 раза нарастить на глубину). 3. Определенные лабораторным путём физико-механические и технологические свойства гранитов высокие (высокопрочный щебень). Лабораторная оценка качества гранитов (по аналогии с известными месторождениями) позволяет данные граниты рассматривать как отвечающие требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ», ГОСТ 23845-86 «Породы скальные для производства щебня для строительных работ» и ГОСТ 7392-85 «Щебень из природного камня для балластного слоя железнодорожного пути». 3. Относительная однородность минерального состава, текстур и структур гранитов позволяют оценивать их как перспективные для производства кубовидного щебня по простой технологической схеме. 4. По радиационно-гигиенической характеристике породы месторождения относятся к сырью 1 класса (99,93% всех запасов месторождения относятся к I классу) и могут использоваться во всех видах строительства без ограничений. Граниты II класса (0,07% от общих запасов месторождения) могут использоваться в большинстве видов строительства. 5. Горнотехнические и гидрогеологические условия месторождения оцениваются как благоприятные для разработки открытым способом. 6. Общие запасы и ресурсы гранита по месторождению и прилегающей части гранитного массива – около 200 млн.м3 в плотном теле. Подсчёт запасов на данный момент осуществлён на глубину около 30 м. На эту глубину подсчёта запасы составили 24,7 млн.м3 или около 50 млн.м3 фракционированного щебня и песков-отсевов дробления. Есть возможность существенного наращивания запасов. 7. Месторождение расположено вблизи железнодорожной станции Элисенваара, имеющей достаточно развитое путевое хозяйство (14 рабочих путей и 9 тупиков), свободные прирельсовые склады для отгрузки щебня и тупики, которые также могут быть использованы для отгрузки щебня. Железнодорожные тарифы на транспортировку щебня от станции Элисеваара до Москвы наименьшие из всех существующих карьеров в Карелии, т.е. относительно других карьеров экономия на ж.д.тарифе здесь составляет от 50 до 200 руб., что по разнице в цене на конечной станции позволяет этому щебню быть наиболее дешевым и, соответственно, наиболее востребованным и конкурентным, а при ажиотажном спросе (в период с мая по ноябрь) наиболее высокорентабельным из всех существующих карьеров. 8. Месторождение расположено за пределами существующих и планируемых водоохранных, защитных или иных природоохранных зон. Каких-либо ограничений для эксплуатации месторождения нет. 9. В пределах месторождения и прилегающей к нему территории отсутствуют какие-либо здания, сооружения, населенные пункты, промышленные предприятия, ЛЭП, автомобильные и железные дороги и другие объекты, способные ограничить проведение взрывных работ. 10. Расчетные технико-экономические показатели характеризуют данный проект по производству строительного щебня как высокорентабельный: при создании предприятия с объемами выпуска щебня близкими к 1 миллиону м3 щебня в год или выше, фактическая себестоимость 1 м3 щебня по аналогии с действующими карьерами будет на уровне 130 - 160 руб./м3 (около 110-125 руб./т) при отпускной цене от 350 до 550 руб./т и более, в зависимости от фракционного состава щебня и сезона. 11. При существующей степени готовности карьер и производство могут быть запущены в эксплуатацию через 5 - 6 месяцев. 12. Основной объем инвестиций (около 70 - 80% инвестиций) потребуется на последнем этапе (за 1 - 2 месяца до запуска предприятия в эксплуатацию) для покупки автотранспортной и карьерной техники, дробильно-сортировочного оборудования и выполнения работ по строительству карьера (вскрышные работы) и объектов транспортной инфраструктуры и промплощадки.