Специальная оценка условий труда, которая была проведена работодателями в 2014-2016 годах, требует пересмотра. Но что изменилось за это время? Об этом знают эксперты «Охраны труда и пожарной безопасности» Вадим Серов – руководитель отдела аудита по охране труда ООО ЦАОТ «Лидер» и Петр Равочкин – директор центра охраны труда «Уникс».
Так, с момента введения СОУТ были внесены такие изменения:
Изменения | Основания | Законодательная норма | Комментарии |
Появилась возможность декларировать рабочие места после измерений вредных и (или) опасных производственных факторов | Статья 11 Закона № 426-ФЗ | «1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» | Расширились возможности для работодателя по декларированию рабочих мест, а значит, сократились расходы на СОУТ, так как повторное ее проведение на декларируемых местах не потребуется через пять лет. Для тех, кто провел СОУТ до изменений, законом предусмотрена подача уточненной декларации |
Стали оформляться карты на декларируемые рабочие места | Статья 15 Закона № 426-ФЗ | «4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1–4, 7 и 9 части 1 настоящей статьи». | До этого момента работника можно было ознакомить только с декларацией, теперь же он ставит подпись в карте |
Изменился подход к идентификации биологического фактора: теперь лицензия не требуется | Приложение № 2 к Методике проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н) | «8 Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах: организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности; организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности; медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность; работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу» | Многие работники медицинских и ветеринарных организаций, которые провели СОУТ до этих изменений, лишились гарантий и компенсаций, так как биологический фактор распространялся только на лаборатории, которые входили в их состав и имели лицензию на работу с патогенными биологическими агентами. Другой показатель — напряженность трудового процесса, по которому при аттестации рабочих мест медицинские работники подпадали под вредный класс условий труда значительно сократился, что также привело к потери вредного класса, а значит, и компенсаций. С выходом этих изменений работники вернули себе право на компенсации, которые получали ранее |
Изменился подход к идентификации освещенности рабочей поверхности | Приложение № 2 к Методике № 33н | «1.4.1 Освещенность рабочей поверхности. Идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена» | До этого изменения процедура декларирования была по факту невозможна, так как освещенность замерялась на всех рабочих местах, а декларировать изначально можно было, если измерения не проводятся. Таким образом, до этих изменений реализовать право декларирования рабочих мест было невозможно |
Появилась уточненная декларация | Статья 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 1 мая 2016 года № 136-ФЗ | «4. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест» | Для работодателей, которые провели СОУТ до изменений, в законе появилась дополнительная возможность не нести затраты на повторную СОУТ, если условия труда на рабочих местах были отнесены к оптимальному или допустимому классу (просто подав уточненную декларацию) |
Появилась обязанность заказчика извещать в течение 3 дней об утверждении отчета организацию, проводящую СОУТ | Статья 15 Закона № 426-ФЗ | «5-1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне» | Это очень важное изменение, так как организация, проводящая СОУТ, должна в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета заказчиком передать информации о проведенной СОУТ в систему ФГИС. При этом не было обязанности заказчика сообщить информацию об утверждении, что приводило к нарушению сроков |
Добавилось исключение, кому не нужно проводить СОУТ | Статья 3 Закона № 426-ФЗ | «3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом» | С выходом изменений от СОУТ освободили работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом |
Закрепили в законе, когда можно не проводить внеплановую СОУТ при определенных изменениях | Статья 17 Закона № 426-ФЗ | «3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3–5 и 7 части 1 настоящей статьи, вне- плановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией» | До внесения изменений данное право регламентировалось лишь в комментариях Минтруда РФ, и многими инспекторами ГИТ не воспринималось. Теперь же оно закреплено в законе |
Больше на эту тему в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» 2019, выпуск 11.